Знамя труда

Денис Мацуев открыл в Альметьевске «Новые имена»

Дина Нургалеева, АльметьевскВ этот раз всемирно известный пианист Денис Мацуев привез в Альметьевск не только музыку, но и мастер-классы Благотворительного фонда «Новые имена» Иветты Вороновой. В тече...

Дина Нургалеева, Альметьевск


В этот раз всемирно известный пианист Денис Мацуев привез в Альметьевск не только музыку, но и мастер-классы Благотворительного фонда «Новые имена» Иветты Вороновой. В течение двух дней, 15–16 октября, студенты и школьники учились у лучших преподавателей-музыкантов Москвы. Некоторые из них получили возможность дальнейшего обучения в школе фонда. Вечером 16 октября в ДК «Нефтьче» Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан Александра Сладковского исполнил концерт Рахманинова. Солировал маэстро Денис Мацуев.



Спой, ты же руками не поймешь!


Баян, аккордеон, скрипка, фортепиано, саксофон – под прицелом фонда оказались дети, выбравшие эти инструменты. Два дня лучшие, по мнению местных педагогов, юные музыканты юго-востока получали индивидуальные уроки от мастеров столицы: представителей Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Центральной музыкальной школы Москвы (ЦМШ) и Российской академии имени Гнесиных. 40 талантливых ребят из Альметьевска, Азнакаева, Бавлов, Бугульмы, Заинска, Лениногорска, Нижнекамска, Сарманова и Актюбы показывали все, на что способны. Они учились и получали оценки, высшей из которых стала возможность обучения в Суздале. Желающие могли присутствовать на занятиях и наблюдать за процессом, который даже для неспециалиста представлял увлекательное действо.


Со свойственными столичным людям широтой, простотой, естественно, строго, но с юмором вела свой мастер-класс по «фортепиано» заведующая отделением ЦМШ Мира Алексеевна Марченко. Она приезжала в Альметьевск с фондом Владимира Спивакова, а теперь оказалась в нефтяной столице по приглашению Дениса Мацуева. Дети, выпрямившись по струнке, усаживались за рояль рядом с педагогом, играли и получали критику и похвалу. Мира Алексеевна не только побуждала к оживлению скромных детей и подростков, но и забавляла зал импровизированными изречениями. «Ты играешь колко, строптиво, а не про то», «Тебя здесь просто раздирают эмоции, но еще рано», «Спой, ты же руками не поймешь!» – выстреливала она фразами, достойными кавычек.



– Дети прилично работали, несмотря на мою достаточно высокую планку, которую я всегда держу и не позволяю опускать. Не смотрю на степень дарования ребенка, пытаюсь его спровоцировать на большее. Мне было комфортно работать. Это дорогого стоит, – рассказала Мира Алексеевна уже после подведения итогов двухдневной работы. – Иногда я, может, злилась, но не на детей, а на преподавателей. Порой люди не думают, выпуская ребенка на мастер-класс, в какое положение поставят его тем или иным выбором. Были ребята, которые выходили с одной пьесой и очень хорошо работали. Кому-то давали больше. Ребенок не справлялся, не знал хорошо текст, не мог адекватно воспринимать какие-то вещи. Почему это злит? Когда мы выбираемся в такие города, хочется быть реально полезными.


При этом я часто говорю преподавателям, что не всегда надо показывать лучшее. Иногда надо показывать произведение, в котором есть большие проблемы. Я приведу в пример одну девочку, она плохо играла италь­ян­­скую польку Чайковского, но мы с ней совершенно шикарно занимались. Хорошо, что она ее сыграла. Об этом «плохо» и был мастер-класс. Я могла показать, как с таким ребенком можно решать навязчивые проблемы, которые кочуют из города в город. Можно этого ребенка раскручивать и помогать ему преодолевать трудности. Позже он сможет заниматься самостоятельно. Второе сочинение в ее исполнении было лишним. Мастер-класс подразумевает обоюдную работу. А когда ребенок не знает текста, конечно, я злюсь. Есть дети, которым явно нужна моя помощь. Мне досадно от потери времени.


Иногда наоборот хотелось, чтобы ребенок поиграл еще, кроме той пьесы, которая для меня не очень показательна в плане мастерства. В принципе, я всеядна и буду работать с любым материалом, даже с гаммой, но педагоги всегда хотят показать лучшее и реже – сложные вещи. Я практически никогда не встречала вопроса о том, как учить гамму или арпеджио. Такое ощущение, что все знают. Но тем не менее независимо от репертуара я выстраиваю высокую идею: что бы вы ни играли – любую, даже самую заурядную и примитивную пьесу можно сделать интересной. И это главное, потому что ребенку не должно быть скучно. Тогда можно думать, что музыка приносит радость. Если этого нет, то стоит найти занятие поинтереснее.


Я строю мастер-классы открыто, стараюсь через ребенка общаться с педагогом. У меня две задачи. Убедить ребенка, что ему не нужно уходить из музыки, если такое сомнение есть. В то же время показываю педагогам, как можно справляться с проблемами, даю огромное количество материала практического и теоретического, который можно обсуждать и применять в каждом дне работы. Единственное, вопросов в этот раз не задавали. Но слушали, что называется, затаив дыхание. Видно было, что людям интересно, не было отвлекающих моментов, телефонов, всего остального. Я заметила в зале много детей, что было очень приятно.


Некоторых деток я отметила в заключение. Девочки из колледжа, которых мне показали, очень хорошо работали. Я думаю, они уже выбрали какое-то направление, будут заниматься и, возможно, со временем поступят в консерваторию.


Общение с городом позволяет надеяться на то, что классическая музыка здесь в чести и что ей реально уделяется внимание. Даже судя по тому, как вчера проходил наш мини-концерт. Люди с удовольствием поглощали все, что мы им предлагали. Это всегда чувствуется, когда играешь в зале, который готов тебя слышать. Исполнителя не обманешь. Вы чувствуете степень ответственности. Подключаетесь, несмотря на то что всего десять утра. Это определенная культура, которая здесь есть. Мне нравится приезжать сюда. Дети здесь невероятно вежливые, что явно идет от воспитания в семье. Они улыбаются, готовы работать, терпят критику и в общем справляются.


У меня есть дети в фонде Владимира Спивакова и Дениса Мацуева. Это нельзя разъединить. И если в городе появляется Денис Леонидович, то и «Новые имена». Задачи все равно одинаковые – максимально поднимать педагогический уровень. Без на­­ученных педагогов не будут открыты дети. Мне хочется, чтобы люди не обижались. Я всегда говорю: не воспринимайте критику как какое-то мерило или наше высокомерие, я такой же педагог, так же слушаю и ищу у коллег более интересные вещи. Педагог должен учиться всегда. Этой профессии нет конца. Так же и педагог в общеобразовательной школе – если ничем не интересуется, то он хороший ремесленник, но будет ли он интересен детям? Не всегда.


Благодаря Интернету мы можем послушать и покритиковать кого-то, сделать вид, что тоже ходим на мастер-классы, потому что в Интернете посмотрели… Живое – это другое. Интернет дает возможность расширять педагогический кругозор и в смысле репертуара, и в смысле здоровой литературы. По­это­му, когда мне удается донести что-то новое в виде предложений по музыке, где люди могут черпать вдохновение и работать, используя Интернет, я радуюсь. В такие города, где тебя ждут, едешь с удовольствием и даже не устаешь. Это какое-то другое действо, иные дети. Мы привыкаем к нашей Центральной музыкальной школе и к тому уровню. Но после поездок я ставлю в пример своим ученикам детей из маленьких городов. Они не имеют, может, такого слуха и природной данности, и педагог все время просто стоит с косой над их головой, тем не менее делают невозможное и добиваются результата. Меня это подпитывает, дает энергию. Потому что в Москве ее из меня только выкачивают.


Киска, собирайся,


ты едешь в Москву


Фонд «Новые имена» родился в 1989 году. Инициатором создания и руководителем долгие годы была заслуженный деятель искусств России Иветта Воронова. В 2008 году президентом фонда избрали одного из первых стипендиатов «Новых имен» – народного артиста России, лауреата Государственной премии Дениса Мацуева.


– Никогда не забуду тот случай, я всегда его рассказываю. Тогда в мой Иркутск приехала программа «Новые имена» с замечательными педагогами. Был отчетный концерт, – вечером в заполненном зале «Нефтьче» Денис Мацуев со сцены поделился воспоминаниями из детства. – В этот же момент у меня был самый ответственный футбольный матч в жизни, я был капитаном команды двора и не мог пропустить игру. Двор на двор – что может быть еще важнее? Но тем не менее мой папа, замечательный композитор, мой педагог, убедил сыграть и сходить на прослушивание в иркутскую филармонию. Я забил победный мяч в конце игры в ожесточенной борьбе и пришел в филармонию, исполнил прелюдию Рахманинова и собственную джазовую импровизацию. После чего Иветта Николаевна подошла ко мне и сказала: «Киска моя, – она так с нами обращалась очень любовно, – мы хотим тебя пригласить в Москву, чтобы ты сыграл там концерт». Я сказал: «Спасибо большое» и вернулся обратно к футбольной команде, не осознав того, что произошло. После я переехал в Москву, поступил в самую легендарную школу мира – Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Началось


сумасшествие в хорошем смысле слова – это постоянные концерты, это наша удивительная летняя школа в Суздале, где в течение двух месяцев молодые питомцы проходят мастер-классы у лучших педагогов страны. И эта школа не то что музыкальная, это школа жизни, которая дает первый толчок к сцене.


За тридцать лет, конечно, программа прошла уникальный путь. Если вы сейчас увидите русское имя на афише – либо у нас, либо за границей, моего поколения или младше, – это сто процентов выходцы из «Новых имен». Мне очень приятно, что компания «Татнефть» приняла мое предложение и в течение этих дней преподаватели Московской консерватории и Центральной музыкальной школы давали свои уроки, по итогам которых мы вручим четыре стипендии. Это очень серьезная цифра, говорящая о том, что уровень в республике замечательный. Я очень рад, что Татарстан дает плоды в виде этих маленьких искорок. Мы не говорим «звездочки», Иветта Николаевна никогда не любила это слово. Она была удивительной женщиной, придумавшей эту фантастическую историю, которую знают во всем мире.


Почти тридцать лет фонд соблюдает теплую семейную традицию – зажигает маленький очаг, роль которого исполняет гжельская чаша. Ее поджигали Папа Римский, английская королева, президенты и самые высокопоставленные особы. В Альметьевске почетную миссию доверили заместителю генерального директора «Татнефти» по общим вопросам Рустаму Мухамадееву. После того, как вспыхнуло пламя, Денис Леонидович и Рустам Набиуллович приступили к награждению «искорок», обнаруженных на мастер-классах.


В Альметьевске отметили учеников музыкальной школы № 1 Камилю Алиеву и Карима Зарипова. Ребята получили денежные сертификаты от «Татнефти» и право обучения в Суздале. Кроме того, высокую оценку получили педагоги школы Альфия Шигапова и Ильяс Каенкулов. Им вручили денежные сертификаты. Так альметьевцев приняли в семью «Новых имен».



Талант юного саксофониста Карима Зарипова заметили еще педагоги фонда Владимира Спивакова. Он прошел обучение в Уфе, где выступал на концерте, закрывающем проект. Недавно вместе с педагогом Ильясом Каенкуловым вернулся из Москвы, где по приглашению опять же фонда Спивакова участвовал в международном фестивале «Москва встречает друзей». Молодой человек получил массу впечатлений от столицы, где был впервые. Выступал он с блюзовой композицией в Итальянском дворике Музея имени А.С. Пушкина. Поначалу альметьевца насторожила церковная акустика зала. Он боялся наложения звука, но быстро справился с волнением и здорово выступил, не уступив в мастерстве ребятам из других стран. Заметим, что как «Новые имена», так и фонд Спивакова в Альметьевске поддерживают компания «Татнефть».



Дети, ставшие учениками «Новых имен», поделились своими впечатлениями с журналистами города. В ходе работы они получили полезные навыки, которые надеются применять в практике. Сочетать учебу в музыкальной и общеобразовательной школе сложно, но ребята признались, что стараются распределять время. И оно остается. Карим, к примеру, 10 лет занимается каратэ, Камиля Алиева поет.


Особый драйв


Дуэт Александра Сладковского и Дениса Мацуева выступил в Альметьевске с программой Сергея Рахманинова. В этом году весь мир играет концерты в честь столетия великого композитора. Зал «Нефтьче» услышал легендарное сочинение «Утес», рапсодию на тему Паганини и концерт № 2 для фортепиано с оркестром. В завершение музыканты сотворили для зрителей нечто сногсшибательное, если так можно сказать о сидящих. Уже после финальных аплодисментов Мацуев уговорил Сладковского исполнить на бис визитную карточку оркестра – музыку из оперы «Стан Тамерлана» Александра Чайковского. Это было похоже на сговор авантюристов.


Дирижер задорными взмахами палочки рассадил музыкантов на места, завел их, и оркестр дал мощный ритмичный звук, напоминающий погоню разъяренных всадников на лошадях. Вскоре на сцену вышел Мацуев, отнял у Сладковского палочку, помахал и вернул хозяину, мол, мне с роялем сподручнее. Сел за клавиши и начал играть. Но Чайковский партию для фортепиано не писал! Первое время маэстро музицировал с закрытой крышкой. Работники сцены не сразу догадались, что бис дойдет до таких вольностей. Феерия не закончилась, а захлопнулась. Александр Сладковский сделал финальные взмахи, Денис Мацуев вдавил клавиши в инструмент – и спустя секунду тишины зал кричал от восторга и не жалел оваций.


– Когда мы играем со Сладковским, у нас особый драйв, – говорил Денис Мацуев после концерта журналистам Альметьевска. – Врагу не пожелаешь вопроса: «Как прошел концерт?» после Рахманинова. Скинул три килограмма. Тысяч семьдесят нот сыграли с Александром Витальевичем. Если говорить серьезно, это огромное счастье, что мы приехали сюда с оркестром и сыграли два концерта Рахманинова. Не знаю, когда в Альметьевске играли концерт Рахманинова. Я думаю, сегодня была премьера. На мой взгляд, публика удивительно слушала, была такая понимающая тишина. Думаю, было бы замечательно, если бы филармонические концерты в вашем городе стали традицией. Для нас нет разницы, играем мы в Альметьевске или в Вене, Лондоне или маленьких областных городах, везде нужно выкладываться одинаково, потому что мы играем для публики, а публика в Альметьевске замечательная.



На вопрос, как два таких эмоциональных и экспрессивных человека уживаются во время репетиций и на сцене, оба ответили, что бесконечно шутят и импровизируют. «Момент спонтанности во время концерта – это одно из ярких и живых озарений, где и рождается что-то интересное. Мы не запрограммированы, где будем импульсивны, а где лиричны, музыка ведет сама», – добавил Денис Леонидович.



Реклама

Новости Альметьевск. 

Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: