Знамя труда

Педагог-психолог из Альметьевска рассказала, как помочь ребенку в учебе и не навредить

Новый учебный год. Дети переживают, родители нервничают. Те, чей ребенок пошел в первый класс, стоят в очереди за успокоительным

Страхи не беспочвенны. Год за годом мамы и папы заново осваивают школьную программу, тратят драгоценные часы послерабочего времени на домашние задания, а денежные средства –  на репетиторов и кружки, куда дети еще и ходить не хотят. Особую тревогу испытывают родители первоклассников: впереди им предстоят 9 или 11 лет учебы. Многих беспокоит вопрос: как пройти этот путь достойно, не срываясь и не испортив психику ни себе, ни ребенку? Мы обсудили эту тему с педагогом-психологом Александрой Маштаковой. 

 

Первое, о чем призывает помнить Александра, дети – это маленькие взрослые. У каждого из них есть собственные желания и потребности, а также целый спектр разнообразных эмоций. Это люди, а не роботы, которых можно запрограммировать на нужные действия. Но если вести себя правильно, а не подавлять родительским авторитетом, можно избежать плохой «погоды» в доме, стать ребенку близким другом и наставником.

 

Школа – период особой ответственности. От поведения мамы и папы, их отношения к своему чаду на этой жизненной странице зависит, какая из него вырастет личность. А потому важно сформировать определенный режим.  

 

1.  Жизнь по графику. При переходе из детского сада в школу дети испытывают стресс – будни становятся загруженными: уроки и домашние задания, посещение кружков и секций. Чтобы избежать перегруза, важно научиться правильно планировать день и грамотно распределять силы. В жизни по графику нужны родительские подсказки. Мамам или папам следует напоминать, когда малышу проснуться, позавтракать, в какое время начинать собираться в школу, кружок, во сколько делать домашнее задание по тому или иному предмету и так далее. Главное, не перегнуть палку.

 

Замечание: При планировании обсуждайте с ребенком, когда и как долго он готов выполнять то или иное дело. Не забывайте о выходных: поговорите с детьми, какие занятия им хотелось бы сделать во время уикенда. После того, как режим дня сформирован, постарайтесь его придерживаться. К строгому распорядку ребенок привыкнет быстро. Это поможет стать ему более собранным и организованным. И самое главное: перед тем, как составлять план, научитесь это делать сами. Дети нас не слышат, они нас видят: ваш личный пример для них очень важен.

 

2. Позанимался – отдохни. Не стоит заставлять ребенка сразу садиться за «домашку» по его возвращении домой.  В наше время у школьников высокий темп жизни, они загружены не меньше вашего. Сделайте проекцию на себя: хотелось бы вам, отработав 8 часов, прийти домой и снова сесть за работу? Скорее всего, нет. Ваш ребенок, как и вы, хочет отдохнуть. Включите в график хотя бы 15 минут отдыха после занятий. Дайте детям расслабиться, заняться своими делами и в промежутках между выполнением домашней работы – тогда вы потратите на нее гораздо меньше времени. Помните, что уставший ребенок не сможет быть столь же сконцентрирован, как отдохнувший.

 

3. Не преуменьшайте масштаб детских проблем. Взрослым кажется, что проблемы детей – ерунда, и если нервничать из-за мелочей, «никаких сил не хватит». Но все мы иногда нуждаемся в «жилетке». А ребенок, впервые переживающий напряженные моменты, тем более. Отсутствие поддержки со стороны самых близких людей (родителей) – это трагедия. Будьте чуткими. Если ребенок вернулся домой не в настроении, бросил портфель, – постарайтесь узнать, что произошло.  Если он плохо учится или не хочет идти в учебное заведение, не спешите ругать. Побеседуйте, спросите, что его беспокоит, дайте совет, но делайте это аккуратно, оставляя свободу выбора: «А вот если бы я был(а) на твоем месте, я бы поступил(а) таким образом». Постарайтесь вместе с ребенком найти не только негативные, но и позитивные факторы посещения школы, хорошей учебы и т.д.

 

4. Не ругайте малыша, если у него что-то не получается. Как некоторые родители «помогают» своим детям сделать домашнее задание, порой слышат все соседи. Так, конечно, делать нельзя. Взрослые школьную программу уже освоили, для них это легко и просто. Но малыш только начал грызть гранит науки – эти знания для него новые. Старайтесь перевести учебу в игровую форму, объяснять сложные темы по несколько раз. Хвалите, когда все получается. Чувствуете, что «вскипаете»? Выйдите из комнаты, расслабьтесь и продолжайте процесс в спокойной обстановке. Криков, а тем более рукоприкладства быть не должно. Вы же не хотите вырастить неуверенного в себе человека? Еще одна ошибка – фразы из серии: «Не дай бог получишь два – я тебя убью», «Кто из тебя вырастет? Пойдешь работать дворником». Эти установки тоже ломают уверенность в себе.

 

5. Не запрещайте гаджеты. Многих беспокоит увлечение детей телефонами, планшетами и компьютерами. На самом деле из этого можно извлечь пользу, ведь виртуальный мир полон не только развлечений. Научите ребенка пользоваться Интернетом, добывать необходимую для учебы информацию. Поищите приложения, которые помогут быстрее освоить арифметику, таблицу умножения и т.д. Можно использовать гаджеты и для запоминания стихотворений. Включите его перед сном или в машине и удивитесь, когда к положенному сроку стих у ребенка будет отлетать от зубов.

 

Правильно организованный режим поможет сделать процесс обучения интересным, снизить риск повышения уровня тревожности, вырастить сильную, независимую и уверенную в себе личность. В будущем ребенок будет благодарен вам за такую науку. Главное, придерживайтесь золотой середины: не будьте диктаторами, но в то же время не балуйте детей частыми поблажками.

Реклама

Новости Альметьевск. 

Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: