Знамя труда

Строители вдохнули в город жизнь

За годы работы в газете журналистская судьба сводила меня с людьми самых разных профессий и писать доводилось о самых разных людях. Но особым уважением и почитанием у меня всегда пользовались строител...

За годы работы в газете журналистская судьба сводила меня с людьми самых разных профессий и писать доводилось о самых разных людях. Но особым уважением и почитанием у меня всегда пользовались строители. Нет слов, нефтяники и представители других профессий хлеб насущный добывают тоже в поте лица, но строителям он достается особенно нелегко. Имею в виду тех, кто стоял у истоков рождения города – будущей столицы нефтяного края республики, кто возводил его первые жилые кварталы и здания промышленных предприятий. На стройплощадках господствовал ручной труд, и был он неподъемно тяжелым – основными орудиями труда были лопата, кирка и носилки.


Рубль – за кубометр


В начале 80-х довелось мне поработать в газете «Голос строителя» – печатном органе партийного, профсоюзного и комсомольского комитетов объединения «Татнефтегазстрой». Это были годы, когда строительный комплекс города был уже довольно крепким и слаженным. Однако механизация и автоматизация на стройплощадки пробивалась с большим трудом. Даже далекому от строительства человеку видно было, как нелегко даются квадратные метры жилья.


Как-то пришла в бригаду знатной каменщицы строительно-монтажного управления № 41 восьмого треста Халимы Хисамутдиновны Газизовой. Кстати, в словаре русского языка эта профессия упоминается только в мужском роде, ну а мы, россияне, знаем не только каменщиц, но и шпалоукладчиц – такой уж мы народ, особенный. Беседуем с ней о работе, о жизни. Спрашиваю у этой миловидной, по-деревенски застенчивой женщины, каково это летом – в жару, зимой – в лютый холод, под открытым небушком с мастерком в руках кирпич за кирпичом выкладывать стену. Раствор, кирпич для кладки верхних этажей приходилось, кстати, поднимать в бадье на веревке. Немного позднее, правда, появился кран «Пионер», который существенно облегчил труд строителей. Но это случилось потом, а строить надо было сейчас.


Халима Газизова


– Э-э, кызым, нелегко, – последовал ответ собеседницы. – Чтобы заработать один рубль зарплаты, надо выложить кубометр кладки. 


Представляете, кубический метр! Это почти полтора поддона кирпича, да еще и цементно-песчаный раствор надо было нашлепать на ряд кирпичей: стена-то должна быть прочной и долго служить людям. Нам сейчас этого просто не понять. Очень справедливо, что Халиме Хисамутдиновне за такой ее труд в те годы вручили орден Трудовой Славы всех трех степеней, что равносильно званию Героя Социалистического Труда. А в наши дни ее бюст украшает Аллею Героев в городском парке имени 60-летия нефти Татарстана. Жаль только, что рядом с ней нет бюстов десятков других женщин – каменщиц, крановщиц, штукатуров, маляров, которые делили с героиней тех лет нелегкий хлеб первостроителя. А ведь они заслуживают этого. Они построили наш город, и мы должны о них помнить.


От палаток – до дворцов


Строитель – это созидатель, он всегда оставляет на земле добрый след. Говорю это не для красного словца. Возможно ли представить наш город без его дворцов и жилых микрорайонов, школ и детских садов?.. А ведь когда-то на их месте простиралось чистое поле. Это строители пришли и вдохнули в него жизнь. Подавляющее большинство их и опыт-то градостроительства нарабатывало непосредственно на стройплощадке. Конечно же, в немалой степени выручали энтузиазм и трудолюбие людей.


Освоение Ромашкинского нефтяного месторождения шло полным ходом. Разрабатывать его ехали специалисты, да и просто энтузиасты со всей страны. И в первую очередь людям нужно было где-то жить. Построенные на скорую руку бараки, щитовые дома, палатки уже не спасали положения. Первые двух-, трехэтажные дома в кирпичном исполнении на их фоне казались дворцами, мечтой любого потенциального новосела, но они возводились медленно. Первой начала строить капитальные дома бригада строительного управления № 42, руководил которой поистине легендарный строитель нашего города Рашит Саттарович Саттаров. Этот коллектив прославился своими делами и гремел на всю округу. Однако многое зависело не от каменщиков. Очень тормозила дело нехватка железобетонных плит перекрытия. Их изготавливали только летом и в незначительном количестве. Еще больше замедляла процесс сдачи домов в эксплуатацию расшивка швов кирпичной кладки.


Рашит Саттаров


Эту технологическую процедуру на тот момент тоже производили только летом. Получается, что зимой стройка замирала – и это в то время, когда люди ждали жилье. У Рашита Саттаровича родилась идея расшивку швов вести одновременно с кирпичной кладкой. Своими мыслями бригадир поделился с главным инженером управления Марселем Сабировичем Галиевым. Руководство поддержало Саттарова, и дело пошло быстрее, а впоследствии этот метод практически вдвое сократил трудозатраты и сроки строительства. В дальнейшем он дал хороший эффект в экономии и средств, и времени. А Рашиту Саттаровичу за его внедрение было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Также он стал первым почетным гражданином города. Вот уж поистине по заслугам. Его бюст тоже украшает Аллею Героев в городском парке. Думаю, не грех было бы одну из улиц города назвать его именем.


Вспоминаю еще одну встречу с Марселем Галиевым, который немало усилий вложил в развитие строительной индустрии города, в его строительство. В какой-то степени он стоял у истоков развития крупнопанельного домостроения. Главной заботой строителей в те годы было обеспечить горожан жильем, а возведение его в кирпичном варианте из-за медлительности не могло удовлетворить растущих потребностей нефтяников, да и самих строителей. И в 1963 году в подразделениях строительного объединения начинается освоение крупнопанельного домостроения. Марсель Сабирович в те годы возглавлял СМУ-51. На базе управления и решено было развернуть возведение крупнопанельного жилья, причем не просто разрозненными усилиями смежников, а сведя их всех в технологический поток. И монтаж панелей было предложено вести «с колес» – без задержек. Эффект от метода был оглушительный. Такого темпа возведения домов не знали ранее не только в городе, но и в стране. Вот что сказал в одном из интервью много позже, в начале 90-х, Марсель Сабирович: «В то время 119-квартирный жилой дом монтировали за 21 день. Следом за нами шли отделочники, сантехники, электрики. Получался довольно слаженный комплекс».


Такой поточный метод строительства стал образцовым. Его возглавлял бригадир СМУ-51 Павел Михайлович Силантьев. На базе потока была организована отраслевая школа передового опыта. Бригаду Силантьева москвичи снимали для кинохроники. Павел Михайлович стал лауреатом Государственной премии СССР, а Марселю Сабировичу вручили орден «Знак Почета».


Павел Силантьев


Конечно, в наши дни былые шедевры крупнопанельного домостроения первого поселка, первого, второго, третьего микрорайонов, которые когда-то вызывали гордость у строителей и стали хорошим решением жилищной проблемы для горожан, выглядят немного по-сиротски. Хорошо, что в последние годы стали заниматься обновлением их внешнего вида – в цветном варианте они смотрятся куда наряднее и веселее. Новые времена, как говорят, – новые песни. А тогда люди были рады этим квартирам, ведь они переселялись в них из бараков и землянок. В те годы это дорогого стоило.


Антонина ТЮТЮГИНА
ветеран журналистики

Реклама

Новости Альметьевск. 

Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: