Знамя труда
18+

Следователь из Альметьевска рассказал о секретах профессии

25 июля сотрудники органов следствия Российской Федерации отметили свой профессиональный праздник, и по этому случаю мы решили поближе познакомиться с современными шерлокхолмсами и раскрыть тайны проф...

25 июля сотрудники органов следствия Российской Федерации отметили свой профессиональный праздник, и по этому случаю мы решили поближе познакомиться с современными шерлокхолмсами и раскрыть тайны профессии «следователь». На наши вопросы согласился ответить начальник следственного отдела при отделе МВД по Альметьевскому району Илья Александрович Жевлаков.



Первое открытие: есть следственный комитет, занимающийся особо тяжкими преступлениями, такими как убийство или покушения на убийство; есть следственный отдел при МВД со статьями по кражам, разбоям, мошенничеству и т.п. Но 25 числа вы можете смело поздравлять следователей обоих подразделений.


Второе открытие: хороший следователь – это какой-то сверхчеловек, обязанный разбираться во всех аспектах жизни, начиная от рисунка протекторов шин и заканчивая познаниями фрейдовских теорий.


– Как становятся следователем?


– Начнем с того, что следователь – это достаточно скрупулезная и ответственная профессия. Когда человек решает стать следователем, он должен понимать, что взваливает на себя большую ношу. На мой взгляд, следователями рождаются. Должно быть призвание. Просто работать в нашем деле – не получится.


В нынешнее время существует проблема сокращения специализированных учебных заведений, выпускающих грамотных специалистов. Поэтому имеются у нас люди и с гражданки. Сегодня следователем может стать любой человек с высшим юридическим образованием, без судимости, без судимости родственников. Он может прийти и написать заявление в отдел кадров, которое потом рассмотрит руководство, в частности я.


Если не возникает вопрос на первоначальном этапе, человек направляется на военно-врачебное освидетельствование, проходит полиграф и становится стажером. Но и это еще не финал. Дальше его ждет несколько месяцев в учебке и принятие присяги, после чего можно стать офицером, но еще не следователем. Им становятся, когда уже появляется какой-то опыт. Вот такой непростой путь, большинство отсеивается на первой-второй неделе. У нас естественный отбор.


– В чем заключается работа следователя?


– Мы должны в юридических рамках возбудить уголовное дело при достаточной доказательной базе. Найти наличие состава преступления, собрать все доказательства, провести необходимые следственные действия, а потом предъявить обвинения подозреваемому. Лишь после этого он становится обвиняемым, а мы направляем уголовное дело в суд через согласование с прокуратурой, которая должна изучить дело и подтвердить легитимность работы следователей.


Специфика нашей работы заключается в том, что, получив оперативную информацию, мы не просто должны собрать доказательную базу, но также перевести весь материал на бумагу. Протоколы допросов, осмотр места преступления, экспертизы и остальные следственные мероприятия оформляются нами в рамках закона для дальнейшей передачи дела в суд.


– Могли бы вы пошагово рассказать, как осуществляются оперативные работы, когда вы получаете сигнал о преступлении?


– На место преступления выезжает дежурная следственно-­оперативная группа: следователь, оперативный сотрудник, участковый, криминалист. Они проводят тщательный осмотр, потому что процентов пятьдесят успеха зависит от первоначальной работы на месте. Необходимо произвести фиксацию, изъятие и сохранность всех следов преступления. Осмотреться вокруг: возможно, где-то рядом были камеры или свидетели. Вот почему следователь должен быть очень внимателен к деталям.


– В основном следователи мужчины или женщины?


– В настоящий момент в моем подразделении 80% женщины. И если сравнивать с 90-ми годами, то раньше, наоборот, преобладали мужчины, сейчас, к сожалению, все меняется. Ну, а женский состав в Альметьевском районе – это особенность в силу большей возможности выбора трудо­устройства у мужчин. Им есть куда пойти на работу за те же деньги. В основном мужчины здесь предпочитают нефтяные компании.


– Работать с женским коллективом сложнее?


– Есть свои плюсы и свои минусы. Женщине сорваться в пять утра на задержание сложнее, ей же надо и ребенка накормить, и в садик его отвести. Но бывают разные случаи – есть сотрудники мужчины, которые отжиматься не умеют, есть женщины, которые сдают нормативы на «отлично», превосходно владеют оружием и преступников раскалывают в два счета. Отсюда и появляется разделение на «специалист» и «грамотный специалист», которое зависит скорее от темперамента и воспитания человека.


– Какие три качества, на ваш взгляд, обязательно должны быть присущи следователю?


– Грамотный психолог в первую очередь. Просто грамотный человек. Порой мне стыдно, когда я вижу орфографические ошибки в делах. И еще следователь обязательно должен быть дотошным, интересоваться любой мелочью. Вообще следователь должен обладать набором многих качеств – быть отличным процессуалистом, юристом, планировщиком и так далее до бесконечности.


– Ели вернуться непосредственно к вашей работе, какие преступления преобладают в Альметьевске?


– Не только здесь, но и вообще преобладают кражи, 158 статья УКРФ. Украл, выпил, в тюрьму – классика.


– Какие слои населения чаще всего попадают под эту статью?


– Люди, которые несколько заблудились в жизни. Больные люди, потому что и наркомания, и клептомания – это болезнь. Люди из маргинальных слоев общества: кому негде жить, нечего есть. Некоторые из них говорят: «Вы меня лучше закройте, потому что в тюрьме меня накормят, там мне койку дадут».


– Были ли в вашей практике, за время работы в Альметьевске, какие-то резонансные дела или курьезные случаи?


— О, их было много. Я могу вам весь день рассказывать. Вот, например, одно из громких дел. Молодой человек совершал разбойные нападения, грабил магазины и банки. У нас было три эпизода, два раза он засветился в Башкортостане, а также в Бугульме и Ульяновске. Все эти случаи мы объединили, собрали всю доказательную базу, задержали его и отправили в суд. Дело дошло даже до Москвы.


Сохранилась в памяти и комичная ситуация, когда молодой человек проник в частный дом, осмотрелся, понял, что брать нечего, кроме свадебного костюма в шкафу. Он тут же переоделся в этот костюм, оставил свою одежду в доме и такой красивый вышел. Но его заметили, вызвали полицию, началась погоня. Частный сектор, он побежал через дворы, и в какой-то момент его потеряли, а он спрятался в туалет, в дырку, и там сидел, ждал. Все-таки его нашли, вытащили, отмыли. И что дальше? Вроде похищенное изъято, но оно не соответствует качеству. И так как было проникновение в жилье, то его посадили. Вроде и посмеялись, а человек сел.


– С какими заявлениями чаще всего к вам приходят?


– Мошенничество. В день по 2-3 заявления приносят. Я не знаю почему, но в Альметьевске люди не задают вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Как?», «Зачем ему трехзначный код от моей карты, если я продаю машину?». Здесь люди не задумываются и легко попадают под влияние мошенников. Огромное количество социальных мошеннических схем с картами, вымогательство через Интернет, когда ВКонтакте вам пишут якобы друзья и просят перевести деньги, а на самом деле их страница взломана.


Я очень прошу граждан быть бдительными и думать, прежде чем передавать данные своей карты или переводить кому-то деньги.


Также в Альметьевском районе много заявлений от юридических лиц, так как полно компаний, связанных с нефтью. Большой процент спекуляций и обмана связан с акциями.


– Такие цифровые преступления очень быстро эволюционируют, как вам удается держать руку на пульсе?


– По всем дистанционным мошенничествам у нас есть определенный алгоритм действий. Есть специальная следственно-оперативная группа. И мы сотрудничаем с банками. Если заявление поступает оперативно, то пытаемся снять транзакцию, выяснить, куда перевили, откуда был звонок.


В нашей работе очень много новшеств. Нужно поспевать не только за преступниками, которые придумывают очередные схемы обмана граждан, но и за изменениями в УКРФ. Постоянно выходят новые законы, дополнения к процессуальному регламенту. К примеру, допрос теперь должен быть только под видеозапись, значит, ты проводишь его под запись. Следователь должен быть как губка – все впитывать и быть профессионалом. Постоянно самосовершенствоваться и следить за трендами. Это сложно, но грамотному специалисту все под силу.


– У нас в городе внедряется программа «Безопасный город» и везде устанавливаются камеры наблюдения. Что вы думаете на этот счет и как часто вам приходится прибегать к помощи камер внешнего наблюдения?


– Безусловно, наличие камер помогает нам в работе. Все внедрения видео-, фотофиксации играют нам на руку. Как к этому относятся обычные граждане – другой вопрос, ведь кто-то может воспринимать это как вмешательство в личную жизнь. Но им надо просто понять, что в экстренном случае камеры могут стать союзниками.


– Не секрет, что сериалы про следователей и вообще полицию у нас пользуются высоким спросом. В чем различие и сходство вашей работы с работой полицейских в кино? И какие сериалы вы смотрите сами?


– Если брать истории про оперативную службу, то я просмотрел все серии «Ментовских войн», а если про работу следователя, то мне понравился «Глухарь». Смотришь и думаешь: «Как про тебя снимали». Но это относится только к сюжету. Совпадают механизмы совершения преступлений, но сама работа не раскрывается, конечно. Зрителям было бы неинтересно смотреть, как собирается дело из 150 листов, каждая бумажка и каждая буква. Интереснее наблюдать за погонями, чем за формальной составляющей нашей работы, без которой никуда. Просто там показывается, как все раскрывается, а у нас еще это все собирается, прежде чем раскрывается.


– Илья Александрович, что вы хотели бы пожелать своим коллегам – следователям и нашим читателям?


– Коллегам я желаю верить в себя и в наше будущее. Поменьше заниматься аполитичными ситуациями. Любить свою профессию. И, главное, не забывать: мы делаем правое дело – боремся с преступностью.


А читателям – побольше читать. Я бы с удовольствием прочитывал все газеты, которые выходят, но времени у меня нет.


Лилия ХАМУРЗАЕВА
Фото Ирины Апачаевой




Самое большое количество заявлений поступающих от граждан, связано с мошенническими действиями. Илья Александрович называет это бичом Альметьевского района и еще раз пре­дупреждает: не сообщайте номер вашей карты, трехзначный код или другие коды незнакомым людям.


Распространены случаи, когда вы выставляете объявления о продаже в Интернете, тут же вам звонит предполагаемый покупатель, он входит в доверие и пытается сразу же совершить сделку. Преступник готов перечислить деньги вам на счет и просит информацию по вашей карте. Ни в коем случае не давайте ее.


Излишняя осторожность сохранит ваши деньги и нервы!

Реклама

Новости Альметьевск. 

Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: