Реклама
Лилия Хамурзаева, Альметьевск.По городскому парку бегают люди. Они валяются на земле, издают странные звуки, прыгают по скамейкам, лезут в урны и поклоняются фонарным столбам. Такое поведение очень по...
По городскому парку бегают люди. Они валяются на земле, издают странные звуки, прыгают по скамейкам, лезут в урны и поклоняются фонарным столбам. Такое поведение очень похоже на массовое помешательство. Но не спешите паниковать, ибо эта «эпидемия» носит название «Уличный театр». Привезли его к нам в город приглашенные адепты искусства из Санкт-Петербурга Мария Преображенская и Ася Набережнева.
У каждой сказки, даже самой народной, есть авторы, сокрытые в тени удивительной истории. Их имена теряются в чехарде событий и времени, поэтому позвольте по горячим следам рассказать вам о тех, кто стоит за «безумным чаепитием», что совсем скоро выплеснется на улицы нашего города в виде фееричного представления.
Мария Преображенская является физическим воплощением энергии. Она не входит, а влетает в твою жизнь. Так же легко и ярко год назад она впорхнула в наш город по приглашению руководителя пресс-службы ПАО «Татнефть» Нурии Зуфаровны Валеевой и помогла приоткрыть двери в красочный мир уличного искусства. Но начнем сначала.
Театр нашел Марию Преображенскую в оркестре, точнее, это был Виктор Владимирович Харитонов, заслуженный артист РСФСР, театральный педагог и режиссер, основатель и художественный руководитель театра «Эксперимент».
«Судьба свела меня с Виктором Харитоновым, когда я собиралась уходить из оркестра. В этот момент Виктор Владимирович как раз искал себе скрипачку. Во время моноспектаклей живое музыкальное сопровождение дает постановке больше тепла. Идет взаимодействие с музыкантом. По ходу спектакля Виктор Владимирович иногда забирал у меня скрипку и что-то наигрывал, потом возвращал. Я была как бы частью спектакля, а не просто фоном, – рассказывает Мария. – Однажды мы ставили спектакль «Гарики и байки», и в постановке не хватало человека. Нужна была девушка на роль гимназистки-отличницы, которая умеет играть на скрипке и петь. Зная, что с голосовыми данными у меня все отлично, Виктор Владимирович предложил мне эту роль. Так начался мой театр. Начался в самом лучшем смысле – с глубокого, большого искусства, а главное – с сотрудничества с человеком, который не ищет образ, а сам задает вектор твоего движения. Режиссеры, особенно именитые, всегда знают, что хотят поставить, и набирают актеров под персонажи. Здесь была другая история, меня раскрывали как артиста.
Поэтому, когда случилась трагедия (Виктору Владимировичу диагностировали рак), он вновь дал мне бесценный совет: как можно больше ходить на пробы. Он видел, что я уже пропиталась энергией театра и смогу найти себя в этой среде. Но прийти к чему-то ты можешь только в состоянии свободы. Кастинги, пробы – это все определенный стресс для актера: чем их больше, тем больше ты освобождаешься от страхов и зажимов. «Именно в состоянии свободы ты сможешь найти то, что будет твоим», – так напутствовал меня Виктор Владимирович».
Начать Мария решила с театра, который располагался недалеко от ее дома, – это были «Странствующие куклы господина Пэжо» в Петергофе.
«Театр оказался необычный, экстравагантный – театр маски и пластики. И, несмотря на то, что это были мои первые пробы, меня пригласили туда и я стала частью коллектива, – продолжает Мария. – Но у театра есть некоторая специфика – взаимодействие с миром происходит через маску или твой персонаж. А я привыкла много общаться. Поэтому в один момент я захотела попробовать себя на новом поприще. В это время в театре открылась вакансия менеджера, и я перешла на эту позицию.
Интеграция в новую должность прошла удачно. Менеджмент ведь – это представление театра, а мне нравится рассказывать о том, как это здорово, какую сказку мы можем создать для наших заказчиков. Меня прельщает обмен информацией, когда я могу поделиться с людьми своим опытом, своими знаниями, дать непраздный совет, помочь их идеям превратиться во что-то полноценное и реальное».
Настало время, когда жаждущая душа Марии переросла и уютный театр «Пэжо», масштаб восприятия и желания реализации стали шире. Так в ее жизни появился «Караван фестивалей» под руководством Натальи Гранд и тот самый телефонный звонок из Альметьевска.
Мария не только одна из тех, кто привез к нам в город понятие уличного театра, она также познакомила нас с артистами этого жанра. В течение нескольких месяцев подготовки Альметьевск посетили педагоги и мастера из Европы и России.
«У меня довольно большое количество знакомых из разных областей искусства, которые являются настоящими мастерами своего дела, – замечает Преображенская. – Плюс опыт, опираясь на который мы приглашали тех, кто точно мог попасть в поставленную задачу – дать абсолютно «нулевым» ребятам за короткий промежуток времени те навыки и знания, с которыми потом можно работать и которые можно было бы развить в дальнейшем».
Одним из педагогов и постановщиков в этом сезоне, кто наравне с Марией будет гостить у нас два месяца, стала Ася Набережнева. Маленькая хрупкая девушка с большими выразительными глазами напомнила мне балерину из музыкальной шкатулки: такая же грация и такой же железный стержень внутри.
«Мне всегда нравилось все организовывать, руководить процессом и наблюдать со стороны, поэтому после школы мой выбор пал на режиссуру, – признается Ася. – А на втором курсе подруга позвала меня в театр «Странствующие куклы господина Пэжо». Я проработала там девять лет – и актрисой, и помощником режиссера, и менеджером. В общем, опыт получила колоссальный.
Там-то и зародился творческий тандем Марии Преображенской и Аси Набережневой. Одна придумывала постановки, другая рассказывала об этом заинтересованным людям, а вместе они создавали магию.
«Уличный театр прельщает меня свободой. Тем, что это нарушение привычных границ, здесь нет рамок и наигранности. Тут – правда, – говорит Ася. – Если в классическом театре существует актерская игра эмоций, то все, что происходит на улице, – это «здесь и сейчас» и максимально искренне, ибо мы сразу получаем реакцию от людей, ту самую «эмоцию». Когда ты идешь в классический театр, ты уже нацелен на катарсис, если это хороший спектакль. А люди на улице – они абсолютно чистые и ничего от тебя не ждут.
Поэтому ребятам, которые занимаются сейчас, или тем, кто хотел бы присоединиться к движению уличного театра, я хочу сказать: НЕ НАДО БОЯТЬСЯ! Вообще ничего! Если ты испытываешь страх показаться странным, смешным, что тебя не поймут или убегут от тебя, то это ощущается зрителями. Люди чувствуют твои эмоции. Надо быть открытым миру, тогда и он пойдет тебе навстречу».
И тут я должна сделать каминг-аут — признаться читателю, что и сама в свои тридцать бегаю по площади ДК «Нефтьче». Все упражнения и задания, которые дает нам Ася, освобождают, а люди действительно улыбаются и машут нам. Им интересно, любопытно и «клево» – это сленговое слово передает состояние прохожих всех возрастов. На нас реагируют не только потому, что мы выбиваемся из привычного пейзажа города, но и потому, что людям приятно, когда их видят. Когда в огромном пространстве не просто города, а вселенной незнакомый человек готов на кучу безумств ради того, чтобы ты улыбнулся.
Находясь в абсолютном восторге от работы с Асей, решила узнать, каково ей обучать такую разношерстную толпу любителей.
«Мне нравится. Во-первых, вам все интересно, у вас открытые глаза, открытые эмоции. Иногда работать с людьми, у которых уже есть некое театральное образование, сложно. Им кажется, что они уже знают, как надо и как правильно, – отвечает та. – У вас нет комплексов и стереотипов, которые мешают обучению. Вы готовы ко всему, и это очень здорово. На самом деле вы довольно быстро учитесь. Понятно, что владение такими жанрами, как клоунада или жонглирование, требует времени, постоянной практики и тренировок. Но что касается улицы, ощущения пространства, игры с людьми – это в вас присутствует. Тем более большинство – школьники, а чем человек младше, тем меньше зажимов, вещей, которые мешают общению.
Для меня главное, чтобы ребята убрали стеснение и получали удовольствие от выступления. В прошлом году я присутствовала на Дне нефтяника и видела, как все старались. Однако, на мой взгляд, артистам не хватало раскрепощенности, ощущения кайфа от собственного образа и выступления. Понимаю, что это был первый опыт для многих. Мне хочется, чтобы в этом году ребята еще больше раскрылись в персонажах и получили максимальное удовольствие от своего перфоманса. Если получится, буду считать, что моя миссия выполнена».
Когда ты видишь человека, который не просто любит свою работу, но живет ею, дышит, то это не может не восхищать. Меня очаровала та самоотдача, с которой девушки подходят к делу. Прошел всего лишь месяц, который с ними превратился в год, наполненный новыми впечатлениями. Впереди август, усердная подготовка к Дню нефтяника. Еще несколько вопросов к девушкам: кто может стать уличным артистом, как обстоят дела с этим видом искусства в нашей стране и ждать ли их в гости в следующем году?
Мария Преображенская: «Уличным актером может стать кто угодно. Вопрос свободы. Помните, как в детстве мы вставали на стульчик и читали стишки. Это и есть уличный актер. Ведь у тебя нет микрофона, сцены, зала. Зрители непосредственно вокруг тебя, они видят, как ты приносишь этот стульчик, как ты взбираешься на него и начинаешь бурчать что-то себе под нос. Вот и для выступления на улице надо разбудить в себе этого внутреннего ребенка.
По поводу следующего года пока ничего не могу сказать, но мне было бы лестно остаться в этом проекте и продолжить сотрудничество с «Уличным театром Альметьевска» дальше. У нас еще много чудес в рукаве. Мы бы с удовольствием продолжили знакомить ваш город с интересными артистами и преподавателями, которые смогли бы восполнить какие-то пробелы в таком экспресс-обучении и вообще показать вам новые грани уличного театра, чтобы вы продолжали развивать свое мастерство.
Проект 2017 года удался – получилось все круто, но всегда есть куда расти. В принципе, было бы здорово, чтобы вся эта история продолжалась на протяжении всего года и ребята не теряли навыки, а мы с удовольствием помогали бы им в этом».
Ася Набережнева: «Да, люди у нас еще не привыкли к уличному искусству, но есть прецеденты, и с каждым годом их становится больше. К примеру, в Архангельске ежегодно проходит фестиваль уличного театра, уже чуть ли не двадцать лет. Там жители каждый год ждут этого события. Туда съезжаются коллективы со всего мира, да и свой молодежный театр у них отличный. А ведь Архангельск – это не Москва, не Питер и не Казань. И у вас уличный театр из разового проекта стал потихоньку набирать обороты.
В прошлом году я была непосредственно только на самом празднике. На мой взгляд, он удался. И то, что сейчас у театра появился художественный руководитель (Гульназ Ханнанова – худрук «Уличного театра Альметьевска» – прим. ред.), просто замечательно. Курс в месяц-два – это очень мало, а сама идея великолепная. И если в течение года продолжать заниматься, это может дать очень хорошие плоды».
Новости Альметьевск.
Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа