Знамя труда

Сдаем английский язык: о непростом экзамене простым языком

ЕГЭ по английскому языку – один из самых сложных экзаменов, требующий основательной подготовки и достаточно высокого уровня владения языком, считает учитель английского языка гимназии № 5, эксперт рес...

ЕГЭ по английскому языку – один из самых сложных экзаменов, требующий основательной подготовки и достаточно высокого уровня владения языком, считает учитель английского языка гимназии № 5, эксперт республиканской предметной комиссии по английскому языку Гульнара Сагдиева.


Язык Шекспира актуален


Несмотря на то, что иностранный язык – не самый популярный предмет для сдачи ЕГЭ, в последние годы интерес к нему среди выпускников растет. Более того, нам обещают, что в ближайшее время ЕГЭ по английскому языку станет в один ряд с обязательными экзаменами по русскому языку и математике. Об особенностях подготовки к ЕГЭ по иностранному языку и ошибках, которых важно избежать при выполнении заданий экзамена, мы и побеседовали с Гульнарой Нилевной.


Плюсы и минусы ЕГЭIMG_0077


Экзамен является открытым, поэтому выпускники могут найти и требования, и критерии оценки, и открытые базы заданий, и много другой полезной информации в любом источнике. Самая достоверная по содержанию экзаменов публикуется на официальном сайте Федерального института педагогических измерений fipi.ru. Правда, педагог замечает: не каждый способен без посторонней помощи разобраться во всем этом. Для этого учащимся необходимо систематизировать полученные результаты под определенные критерии. Многие школьники обладают большим словарным запасом, знают грамматические структуры и времена. Однако необходимо, чтобы весь материал был разложен по полочкам. Правда, систематизация должна проходить на протяжении всего учебного процесса.


Международные стандарты


По сложности задания разделены на три уровня. В разделы экзаменационной работы, помимо заданий базового уровня, включены задания повышенного и (или) высокого уровней сложности. Это как раз и определяется сложностью языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания. Базовый, повышенный и высокий уровни заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы следующим образом: базовый уровень – A2+, повышенный – В1, высокий – В2. Задания располагаются по возрастающей степени трудности внутри каждого раздела экзаменационной работы. Варианты КИМ относительно равноценны по трудности, одинаковы по структуре и параллельны по расположению заданий. На протяжении последних лет содержание письменной части ЕГЭ по иностранным языкам не менялось.


О нюансах и типичных ошибках


Анализ выполнения ЕГЭ, типичные ошибки, мнение родителей и учеников и объемы продаж различных учебно-методических пособий свидетельствуют, что подготовка к экзамену часто понимается как бесконечное выполнение заданий – без достаточного этапа обучения, разработки стратегии и алгоритмов действий и последующего анализа. Гульнара Нилевна с сожалением констатирует: во многих школах подготовка к ЕГЭ сводится к решению «вариантов» – очень часто без последующего анализа ошибок и причин их возникновения. А это значит, что корнем проблемы при сдаче ЕГЭ по английскому языку является не сам экзамен, а способ подготовки к нему. Как ни банально звучит, но основой подготовки остается изучение языка. Без этого трудно рассчитывать на экзамене на хороший балл.IMG_0075


Письменная часть экзамена состоит из четырех обязательных письменных частей, за которые сдающий получает максимум 80 баллов: это «аудирование», «чтение», «грамматика и лексика» и «письмо». Пятая, необязательная устная часть «говорение», была введена в 2015 году: она может принести максимум 20 баллов. Однако эксперт советует сдавать ее обязательно, даже если выпускник не собирается в «языковой» институт, потому что она дает возможность набрать дополнительные баллы.


Аудирование (9 заданий, 30 минут) – это восприятие речи на слух. Прослушав несколько фрагментов на английском языке, вы должны понять, о чем в них говорилось, и письменно ответить на несколько вопросов по каждому фрагменту. Ошибка, характерная для этой части экзамена: сдающие выбирают вариант ответа, в котором содержатся слова, чаще всего звучащие в аудиофрагменте. Но правильно ответить на вопросы, не понимая сути происходящего, вряд ли можно, со знанием дела уточняет наставник. Известно, что в задании, как правило, не повторяются те же слова или словосочетания, которые использованы в тексте. Как правило, в задании даются синонимы, антонимы, описательные дефиниции, перифразы лексических единиц, используемых в тексте.


Пример. Разберем задание, которое вызвало наибольшие затруднения в разделе «аудирование» в 2015 году (по материалам fipi.ru).


The presenter introduces Emma Smith as a …


1) maternity advisor.


2) journalist.


3) www.mumpoll.com founder.


Это первое задание в группе заданий 3–9, построенных на радиоинтервью. Представлено три ответа. Большая группа экзаменуемых выбрала ответ 2, что связано со стереотипом: раз интервью, то это журналист. Вторая группа выбрала ответ 3, так как экзаменуемые услышали слова «www.mumpoll.com» в аудиотексте. И только третья группа выбрала правильный ответ – 1. Проанализируем первый фрагмент текста и найдем подтверждение, что правильный ответ – 1: …Let’s ask Emma Smith, who consults young mothers and will share with us today the results of the poll by www.mumpoll.com. Hello, Emma! Как уже было отмечено выше, третий ответ неправильный, так как в тексте говорилось о том, что опрос проводился сайтом www.mumpoll.com, но не сказано, что его основателем является Эмма Смит. Таким образом, www.mumpoll.com является дистрактором, т.е. отвлекает от правильного ответа. Экзаменуемые часто «хватаются» за слова, которые звучат в тексте и даются в задании. В данном случае в аудиотексте Эмму представляют как человека, который консультирует матерей, что прямо отвечает содержанию первого ответа, так как слово «adviser» связано со словом «consult», слово «mothers» – со словом «maternity». Таким образом, общий смысл фразы «…Emma Smith, who consults young mothers…» передается словосочетанием «maternity adviser». Данное задание требовало умения работать с информацией, способности анализировать, сопоставлять, делать выводы.


Здесь при подготовке поможет только регулярное прослушивание английской речи с заучиванием незнакомых слов. На первом этапе будет очень полезно чтение-прослушивание книг, озвученных носителями английского языка. При этом обязательно нужно выбирать книги, адаптированные к вашему реальному уровню: pre-intermediate, intermediate и т.д. Эффективен также просмотр англоязычных фильмов и прослушивание радионовостей. В этом может помочь приложение English Radio.


Чтение (9 заданий, 30 минут.) Это задание проверяет способность прочесть и понять незнакомый текст без словаря: вам должно быть знакомо около 97 процентов слов. Внимательно читайте задание, типичная ошибка этой части – неправильное понимание заданного вопроса. Важно пополнять словарный запас, повторять выученные слова и использовать их в контексте – так они лучше запоминаются.


Грамматика и лексика (20 заданий, 40 минут). Данный раздел остается относительно сложным. Он демонстрирует самые нелепые ошибки и свидетельствует о том, что у части выпускников базовые грамматические навыки не были сформированы еще в начальной школе. К примеру, из года в год выпускники, даже правильно определив необходимость использовать в предложении Past Simple Tense, делают ошибки в форме неправильных глаголов, даже самых распространенных, таких как bring, build, give, say, sleep, take, tell. При необходимости образовать сравнительную степень прилагательных экзаменуемые со слабыми грамматическими навыками предлагают ответы gooder/goodder, betterst, badest/baddest и т.п.


Кратко о важном


Письмо (2 задания, 80 минут). Так как считывание ответов с экзаменационных бланков производится с помощью компьютерного сканирования, важно прислушаться к еще одному совету: пишите ответ аккуратно, четко и разборчиво, с разбиением на абзацы и структурированием.


Задание 39: «Письмо другу», объем: 100-140 слов. Представьте, что вы получили письмо от англоязычного друга и пишете ответ. Вы должны понять вопросы, задаваемые в тексте, и ответить на них в своем «письме». Типичные ошибки, которые часто допускают выпускники: незнание правил оформления личных писем, непонимание сути заданных вопросов, отсутствие ответа на один из вопросов, неспособность правильно сформулировать вопросы по указанному плану, неиспользование слов-связок.


Задание 40: эссе, объем: 200-250 слов. Предлагается письменно выразить мнение о некотором утверждении по определенному плану. И снова нужно очень внимательно прочесть задание и ни в коем случае не отклоняться от предложенного плана. Эссе должно быть в нейтральном стиле (избегайте разговорных выражений!), связным, разделенным на абзацы в соответствии с логикой повествования. Если 30 процентов и более вашего ответа совпадает с источником (то есть в ответе вы используете слова из условия задачи), задание не засчитывается.


Нужно знать! Если выше письмо будет содержать мене 90 слов, а эссе – менее 180, их не засчитают (вы получите 0 баллов). Если же они будут слишком длинными, проверяющий проверит только 140 слов в первом случае и 250 – во втором, все остальное проверяться не будет: вы можете потерять прощальную фразу или подпись (в письме) или вывод (в эссе). В правилах подсчета слов учитываются все слова эссе, в случае с письмом – все от адреса до подписи. За одно слово считаются: все числительные в цифровой форме (12, 2015, 10000), все краткие формы и сокращения (I’m, don’t, can’t, USA), сложные слова (well-known, good-looking, sixty-four). В числительных, выраженных несколькими словами, считаются все слова (two thousand and fifteen – 4 слова).


Говорение (4 задания, 15 минут). Во время этой части экзамена ведется аудиозапись ответа, которая по окончании экзамена направляется на проверку. Иными словами, роль экзаменатора выполняет компьютер. Все задания вы видите на мониторе – там же отображается счетчик времени. По завершении экзамена все ответы передаются на проверку: каждая экзаменационная запись проверяется двумя подготовленными специалистами по единым критериям оценки.


Еще один совет от эксперта. Слушайте иностранную речь и повторяйте услышанное. Используйте любую возможность пообщаться: посещайте разговорные клубы, говорите на английском с друзьями. Крайне важно, чтобы собеседник не просто слушал вас, но и указывал на ошибки и поправлял, поэтому для подготовки к этому экзамену желательно найти квалифицированного репетитора.


*Ссылка на тренировочную станцию по разделу «Говорение» http://injaz.ege.edu.ru


*Ссылка на видеоинструкцию для экзамена по иностранным языкам http://4ege.ru/engine/classes/flashplayer/media_player_v3.swf


Ни пуха ни пера!


В завершение встречи Гульнара Нилевна дала добрую установку, чтобы в этом году нашим выпускникам, сдающим экзамен по английскому языку, обязательно повезло.


Всем девятиклассникам и одиннадцатиклассникам, которым уже буквально на днях предстоит пройти это серьезное испытание, пожелала удачи на экзамене, легких КИМов и высоких баллов.


К ЕГЭ по английскому языку готовилась Эльмира ГАБИДУЛЛИНА


Фото автора

Реклама

Новости Альметьевск. 

Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: