Знамя труда

О чем рассказывает «Ульгер» Даши Намдакова в Альметьевске

Динара Нургалеева, АльметьевскПрошлой осенью в Альметьевске при поддержке компании «Татнефть» проходила выставка скульптур бурятского художника Даши Намдакова. В этот раз жители и гости города смогут...

Динара Нургалеева, Альметьевск




Прошлой осенью в Альметьевске при поддержке компании «Татнефть» проходила выставка скульптур бурятского художника Даши Намдакова. В этот раз жители и гости города смогут познакомиться с еще одной гранью таланта мастера и его семьи. С новой выставкой «Ульгер» приехали в картинную галерею куклы семьи Намдаковых.



Решение привезти кукол в Альметьевск созрело осенью. Тогда зрители еще только знакомились со скульптурами Даши в зале драмтеатра и делали первые фотографии с Каракуз у здания «Татнефти». Конечно, для общественности новая выставка стала сюрпризом. «Ульгер» – это вообще достаточно свежий проект, ему всего четыре года. И Альметьевск стал первым городом республики в «экспозиционном маршруте». До нас куклы выставлялись в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга, затем – последуют выставочные площадки Набережных Челнов и Казани.



Те, кто уже воочию знакомы с творчеством Даши Намдакова, знают, какими эмоциональными и динамичными могут быть статичные фигуры. В бронзовых статуях мастера мы видели ярость, гордость, напряжение мускулов и нервов… Куклы не целиком принадлежат творческой выдумке Даши. В данном случае он является только автором эскизов, а воплощают идеи мать, сестры и братья. Их произведения все те же инопланетные создания на подобие девушки с раковиной или с приданым (кстати, последняя сейчас находится в коридоре драмтеатра). Почерк и душа автора сохранены, но атмосфера в галерее совершенно другая.



– Как вы думаете, почему так? – спрашивает директор фонда Даши Намдакова Дарья Бушинская и сама же отвечает. – Потому что – это работа сестер. Агрессивная энергия сглажена женской рукой, показаны спокойствие, кропотливость.


Действительно, даже «Амазонка», пожалуй, единственная на выставке женщина-воин, застыла с пустым луком в правой руке и согнутыми, только отпустившими тетиву, пальцами левой руки, смотрит вдаль, но видит не врага, а семью, которую, видимо, и защищает. Экспозиция из 20 кукол будто является продолжением тематики женственности, нежности, скромности и чувственности, которая лишь частью была представлена в скульптурах. Рядом с «Амазонкой» на низкорослом коне – «Всадница». Наивная, открытая миру девочка только осваивает азы походной жизни. И сколько доброты в ее глазах! Наверное, она самая любимая дочь отца, познавшего немало войн.



«Ульгер» переводится с бурятского как легенда. В образе кукол хранится история, нужно лишь подойти и почувствовать ее. У каждого посетителя она, конечно, будет своя, как неповторимы куклы семьи. Всего их 70. Но даже в одном тираже куклы разные. Ведь все они сделаны руками. Мужчины семьи работают с деревом, металлом, женщины – с тканями, бисером, красками. Видно, как над миллиметрами материалов трудились руки мастеров. Нет цельных полотен, платья слеплены из кусочков, украшенных тонкой вышивкой орнаментов, кружевом.


Одна из любимых работ Дарьи Бушинской «Девушка-лебедь» находится в начале экспозиции. Здесь не только проработка деталей, интересное воплощение образа, но и древняя легенда о любви. Как-то на берег озера Байкал прилетели три лебедя. Они скинули крылья, обернулись девушками и стали плескаться в великом озере. В это время охотник Хоридой, заметивший перевоплотившихся птиц, спрятал крылья одной из них. Подруги улетели, а та, что без крыльев, стала женой охотника. Они прожили долгую счастливую жизнь, родили одиннадцать детей. Но ближе к старости жена попросила вернуть крылья, и муж согласился. Она вылетела через печную трубу, испачкав лапки в золе. Согласно бурятской легенде именно из-за этого у лебедей лапки черные. Дети от брака охотника и лебедя основали 11 бурятских родов.


Встречает гостей экспозиции кукла «Легенда». Она напоминает скульптуру Даши Намдакова «Вдохновение». Только вместо бронзового Пегаса на тонких ногах и ребенка, покрытых голубой патиной, перед нами Пегас из дерева и девушка с пышной косой. Здесь та же тонкость, хрупкость, но уже в повзрослевших созданиях. Пальцы левой руки девушки стремятся прижаться к груди. В этом жесте и желание показать искренность, и танцевальное движение, и утонченность. Именно в таком положении часто оказываются руки персонажей, изображенных Намдаковыми.


Не осталась бесследной в творчестве семьи и дружба с Татарстаном. Специально для выставки в республике были созданы фигурки татарских девушек. В калфаках, жилетках, платьях с оборками и в сапогах с орнаментом, две куколки стоят отдельно и выглядят как почтение татарской идентичности. Кажется, даже национальные черты учли художники. Но все же угадывается в них некое родство. Буряты, монголы, татары… о том, как близки народы, говорит и следующая кукла.


Она закрывает выставку. В алом пышном платье распустилась во всей красоте «Сэсэг» – в переводе с бурятского – цветок, а по звучанию, конечно же, напоминает наш татарский «чэчэк».


Выставка продлится полтора месяца. В течение этого времени в галерее пройдут мастер-классы по лепке из скульптурного пластилина для детей.

Реклама

Новости Альметьевск. 

Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: