Знамя труда

Мастер-класс по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по литературе прошел в Альметьевске

10 октября для учителей русского языка и литературы был проведен мастер-класс по теме: «Система работы учителя по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по литературе», сообщает управление образования АМР...

1


10 октября для учителей русского языка и литературы был проведен мастер-класс по теме: «Система работы учителя по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по литературе», сообщает управление образования АМР.



4


Провела мастер класс: эксперт Республиканской комиссии по проверке ЕГЭ и ОГЭ по литературе, учитель высшей категории Средней общеобразовательной школы №15 г. Альметьевска - Соломонова Ольга Александровна.


Экзамен по литературе является сложным для выпускника, внутренне не готового к самостоятельной жизни, не определившего для себя систему нравственных ценностей. Соломонова О.А. верно отметила, что экзамен по литературе, это своего рода экзамен на социальную зрелость, который можно сдать успешно, если учитель вместе с учеником выстроит определенную систему подготовки.


2


Были представлены 5 шагов, которые помогут и учителю, и ученику подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ.


1 шаг. Штудируем кодификатор


Обязательно проработать кодификатор, который есть в свободном доступе в Интернете. В его первой части четко прописано, какие литературоведческие понятия важно осмыслить выпускнику и какими сведениями он должен обладать.


2 шаг. Повторяем теорию


Для того чтобы закрепить теоретические знания, решаем задания с кратким ответом. Необходимо проработать такие задания отдельно по эпическим, лирическим и драматическим произведениям. В КИМах таких заданий 12. Обратить внимание на то, что выполнение некоторых из них требует знания содержания произведения и критической литературы.


3 шаг. Работа над развернутым ответом


Для ЕГЭ по литературе прописаны четкие требования к пяти творческим заданиям, которые выпускник выполняет во время экзамена. Другими словами, ребятам необходимо за время одного экзамена написать 5 сочинений. Эти задания как раз и покажут не только знание ребенком литературы, но и умение творчески подходить к интерпретации произведения, находить в нем ту самую изюминку.


4 шаг. Формула «Два в кубе»


Вторая пара вопросов, которая может вызвать сложности у школьника, – это 9 и 16. Здесь выпускник должен уметь ориентироваться в огромном мире литературы, важен литературный контекст на сопоставление. Можно предложить простую формулу, которую ребята должны усвоить, чтобы опираться на нее при подготовке к экзамену – 2*2*2, что следует понимать так: 2 произведения назвал, 2 обосновал, 2 сопоставил с предлагаемым произведением.


5 шаг. Большое сочинение


Теперь 11-классники пишут не одно сочинение в течение учебного года. Две творческие работы предстоит выполнить обязательно всем (в декабре – так называемое зачетное сочинение, второе – на едином госэкзамене по русскому языку). А те, кто сдает литературу по выбору, – еще и третье. Проблема в том, что у каждой из этих трех работ разные критерии оценки, следовательно, у них разные структура и подход к изображению.


3


Важные нюансы


* Ни в одной из пяти творческих работ не проверяется ни орфография, ни пунктуация, ни грамматика. То есть имеющиеся ошибки не берутся за основу при выставлении оценки. Но есть одно «но»: в задании 8 и 15 важно речевое оформление. За грамотное оформление добавляется один балл (3+1). Однако же если огромное количество ошибок мешает восприятию текста, балл за задание может быть снижен.


* Самые частые речевые ошибки – это необоснованные повторы, неправильно выстроенные предложения, лишние слова, незнание значения слова, использованного в сочинении.


* Часто встречаются в работах выпускников фактические ошибки, например, в именах и отчествах писателей и героев или точном названии произведения. Такие обидные ляпы в экзаменационной работе также могут лишить ребенка ценных баллов.


* При анализе стихотворений в ходе изучения лирики ученик должен использовать не менее трех стихотворений, в противном случае экзаменатор может снизить балл. Кроме того, если речь идет о лирике, выпускник не имеет права брать поэму. Такая работа будет обнулена. Эти нюансы должны обязательно отрабатываться вместе с педагогом в ходе подготовки к экзамену.


О КИМах


Опытный педагог советует не тратить время на поиск специальных учебников по подготовке к экзамену по литературе. Пособий, в которых можно было бы найти готовые ответы, не существует. Ориентироваться надо на демоверсии, которые можно скачать из Интернета, чтобы посмотреть, как выстроены экзаменационные части.


5


Обратить внимание!


1.Если вопрос начинается со слова КАК (15) (Как в стихотворении Есенина сопряжены темы прошлого и настоящего?), (Как в стихотворении Тютчева «Полдень» выражена мысль поэта об одушевленности природы?), то в сочинении необходимо указать не только тему и идею, но и средства выразительности.


2.Предложенное суждение в 8 и 15 должны быть связаны с каждым ключевым словом задания.



  1. При выполнении задания 16 для сопоставления с лирическим стихотворением можно использовать только стихи. (Поэмы, роман в стихах – это иные жанры).

  2. При выполнении задания 17 (сочинение по лирике) требуется провести анализ не менее трех стихотворений.

  3. Грубая ошибка в 17 – это создание публицистических текстов без опоры на литературные произведения.

  4. К речевым ошибкам относят бедность и однообразие синтаксических конструкций.

  5. Объем сочинения (17)-200 слов. Фамилия, имя, отчество писателя – 1 слово, название произведения – 1 слово.


Мастер-класс был поучительным и содержательным. Ольга Александровна поделилась своими наработками, которые помогут учителю в подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. А умение и желание делиться своим опытом работы с коллегами – это путь к подъему качества образования в целом.


Фото: almetedu.ru

Реклама

Новости Альметьевск. 

Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: