Реклама
В Альметьевском музыкальном колледже прошел IX Международный вокально-чтецкий конкурс-практикум, который уже не в первый раз привозит в наш город Российская общественная академия голоса (г. Москва). П...
В Альметьевском музыкальном колледже прошел IX Международный вокально-чтецкий конкурс-практикум, который уже не в первый раз привозит в наш город Российская общественная академия голоса (г. Москва). Президент академии Лев Рудин рассказал «Знамени труда» о конкурсе, социально ориентированных проектах и фониатрии.
– Лев Борисович, что представляет из себя академия?
– Это общественная организация, занимающаяся проблемами голоса и реализацией социально значимых просветительских проектов: школа здорового голоса, конгрессы, конференции, мастер-классы, повышение квалификации и вокально-чтецкий конкурс-практикум, который по формату тоже является повышением квалификации для педагогов. С Альметьевском академию связывает давняя дружба. Наше региональное отделение было сформировано в Татарстане одним из первых. Преподаватели музыкального колледжа Людмила Шатунова и Раиса Кашапова – наши мастодонты, которые являются членами академии с момента ее основания. Первое мероприятие здесь было проведено в 2010 году. Конечно, без поддержки директора колледжа Гузял Еремеевой мы не смогли бы реализовать в этом городе свой проект.
О голосе практически никто ничего не знает, и с трактовкой голосовых проблем у нас все очень сложно. Специалисты академии выезжают в регионы, делятся авторскими обучающими программами, доносят нужную и правильную информацию до тех, кому она необходима. Вы не представляете, каков масштаб катастрофы с голосами, когда их портят, коверкают, а из консерваторий выпускают профнепригодных лиц, хотя многие поступают учиться в гораздо лучшем состоянии.
– Академия как общественная организация существует за счет пожертвований?
– В том числе и от них. Есть еще спонсорская помощь. Сейчас мы ориентируемся на социально значимые проекты, однако полностью бесплатными их сделать пока не представляется возможным. Мы должны оплатить расходы на проезд, жилье и питание, сформировать призовой фонд и так далее. Но это некоммерческая деятельность, доходов мы не имеем. Преподаватели получают минимальную зарплату, за которую они из Москвы даже бы не стали выезжать. Но дело в том, что они являются членами академии и тоже несут бремя общественной деятельности. Хотя нас, к сожалению, обвиняют в обратном. В связи с ошибочно сложившимся мнением нам отказывают даже в размещении информации на местных интернет-порталах.
– Расскажите о вашей роли в этом проекте.
– Я президент академии, поэтому занимаюсь всем. Но также я являюсь врачом-фониатром. Непосредственная моя задача – это привезти хороший информативный лекционный материал и дать его педагогам. В основном читаю лекции по физиологии голоса, гигиене голосового аппарата. Иногда сижу в жюри, потому что по второй специальности я вокалист.
– В последнее время столичные специалисты стали чаще приезжать в провинцию, с чем связана эта тенденция?
– Скорее всего, тенденция определяется самим временем. Теперь мы живем в несколько иных условиях. Многие столичные организации делают это в качестве общественно полезной деятельности. Люди меньше гонятся за финансовой выгодой, стараясь реализовать себя в социально значимых направлениях. Хочется донести не только искусство, появляется потребность поделиться своим опытом. Как правило, это уже не приносит денег. Наше общество становится все более цивилизованным, мы приходим к меценатству и к тем стилям поведения, которые всегда существовали в России. Мне кажется, что это закономерные социокультурные движения.
– Вы могли бы оценить уровень подготовки участников конкурса в Альметьевске?
– Сделать это сложно, потому что мы даем возможность принять участие в нем всем, независимо от возраста и без предварительного отбора. Поэтому уровень в основном средний, но встречаются участники и с очень плохой подготовкой, и с очень хорошей. В частности, в Альметьевске покорила наши сердца своим профессионализмом студентка колледжа Карина Некрасова. В номинации «академический вокал» она взяла гран-при и вскоре примет участие в мастер-классе молодежной программы Большого театра в Москве, где она будет учиться у известного оперного деятеля страны Дмитрия Вдовина. Думаю, что из этой девушки может получиться хорошая артистка. Ей нужно развиваться дальше и получать рекомендации мастеров такого уровня.
– Расскажите о команде специалистов, с которыми вы работаете в Альметьевске?
– Со мной приехали двое коллег. Профессор кафедры сценической речи театрального института имени Бориса Щукина Мария Оссовская – известный театральный педагог по сценической речи, ее знает и любит вся страна. Мария Петровна также вице-президент Академии голоса, выдающийся специалист, которая дает массу ценной информации на своих мастер-классах. Семен Лиманов – человек с тремя высшими образованиями: музыкальным, педагогическим и психологическим, работает заведующим отделом эстрадного пения в Московском губернском колледже искусств. Он грамотный молодой специалист, который сочетает в себе и педагогическое мастерство, и практику как действующий вокалист.
Эти люди по-настоящему преданы своему делу. Для меня важно иметь команду единомышленников, которая будет работать со мной на одной волне. В состав жюри мы включаем местных преподавателей, в Альметьевске это педагог колледжа Раиса Кашапова: ее ученики всегда демонстрируют высокие показатели.
– Лев Борисович, еще один вопрос. Мне очень любопытно: как получилось, что вы связали медицину и музыку?
– Это любопытно многим, не только вам. В десятилетнем возрасте меня крестили, тогда я услышал церковное пение и так впечатлился, что бегал потом в церковь послушать. Вскоре у меня самого проявились вокальные данные. Я понял, что хочу петь в церковном хоре. Когда пришел туда на прослушивание, мне дали ноты и сказали: читайте с листа. А я вообще не знаю, что это такое, даже сольфеджио никогда не занимался. Естественно, ничего я не прочел. Меня не взяли, но сказали, что есть перспективы, только надо подучиться.
Я стал выяснять, где учат на то, чтобы петь в хоре. Оказалось, нужно поступить в музыкальное училище на вокальное отделение. Так случилось, что все это совпало с моим поступлением в медицинский институт, потому что в детстве я играл только в больничку. С малых лет свой профессиональный путь я видел только в медицине. В результате поступил в один год и в институт, и на вокальное отделение училища. Все теоретические предметы в училище сдавал экстерном. Когда вокальные амбиции были реализованы – в хоре я уже пел, решил стать гинекологом. Педагог по вокалу Галина Чернявская устроила мне скандал: «Какой гинеколог? Что за бред? Тебе надо быть фониатром, ведь у тебя такое уникальное сочетание!» Я слова такого не знал, как и большинство людей до сих пор, а когда узнал, то погрузился в эту сферу. Мне стали открываться двери именно в области фониатрии (раздел медицины, изучающий патологию голоса) и посчастливилось учиться у корифеев этой науки.
Динара НУРГАЛЕЕВА
Фото автора
Новости Альметьевск.
Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа