Знамя труда
18+

Эпос родного края оживает

У горожан и гостей нефтяной столицы интерес к уникальному проекту, название которому дала татарская сказка «Семь золотых яблок», возникает как эстетико-художественный, так и познавательный. Поэтому вп...

У горожан и гостей нефтяной столицы интерес к уникальному проекту, название которому дала татарская сказка «Семь золотых яблок», возникает как эстетико-художественный, так и познавательный. Поэтому вполне логично, что они хотят не только любоваться творениями художников, один за другим украшающими стены зданий и уличных переходов, но и понимать смысл, вложенный в это фундаментальное профессиональное творчество.
Предлагаем читателям ознакомиться с историко-литературным содержанием программы, кураторы которой перед началом реализации в нашем городе масштабной креативной задумки провели большую исследовательскую фольклорно-антропологическую работу на территории республики.
«Элифба/Азбука» (Дмитрий Fatum, Киев) проспект Строителей, 39
Дмитрий Fatum из Киева – автор обложки нашего татарского букваря. Он создал простой и понятный образ передачи памяти поколений через родной язык. На фоне типичного татарского пейзажа расположились вокруг азбуки учитель и ученики. Образ учителя отсылает к великим татарским просветителям 19-го века, а дети же выглядят абсолютно современно. Из книги растет прекрасный цветок знаний. Венчает всю композицию виньетка с названием «Әлифба/ Азбука», созданная по мотивам традиционного татарского орнамента
«Өй/Дом» (Алексей Kislow, Севастополь) проспект Строителей, 37

Алексей Kislow проиллюстрировал слово «Өй/Дом». Семейный дом – основа всего жизненного уклада для всех национальностей, живущих в Татарстане. Алексей изобразил мечту о большом и благополучном доме, где живут несколько поколений. В работе были использованы архитектурные особенности деревенского дома, элементы декора и цветовая гамма, характерная для Альметьевского района.
«Җир/Земля» Роман Мураткин (Серпухов) проспект Строителей, 35

Монументальная жанровая работа изображает сценку татарского сельского летнего праздника. Деревенские народные праздники, венчающие крупные этапы земледельческого цикла, такие, как посев или сбор урожая, были неотъемлемой частью крестьянской жизни. Ранее подобные праздники имели ритуальный характер и были распространены на всей территории Татарстана и России. Центральным является образ гармониста, показывающий место музыканта и гармонии в народной татарской музыке и жизни простых людей. Так же художник изобразил силуэт нефтяной вышки в далях альметьевского пейзажа.
«Үстерү/Растить» (Наталья Пастухова, Екатеринбург) проспект Строителей, 39

Пара лошадок в обрамлении виньетки из цветов по мотивам татарской вышивки – своего рода аллегория молодой семьи, которая взращивает свои чувства, чтобы продолжиться в детях. Семья, дом и земля – основы всей татарской культуры. А лошади с давних пор – одни из излюбленных героев народной культуры, как образ верного спутника человека.
«Һөнәр/Умение» (Гузель Гарипова, Казань) проспект Строителей, 37

Иллюстратор из Казани Гузель Гарипова создала милый рисунок о подрастающих детях, для которых так естественно хвастаться своими умениями. Гузель изобразила кучу-мала из детворы, где каждый демонстрирует различные задания, характерные для конкурсов на сабантуе: хождение по наклонному бревну, влезание на верхушку столба за петухом, бой мешками, бег с куриным яйцом в ложке, национальная татарская борьба куреш, разрезание ниток с завязанными глазами, народные танцы. А современные дети делают это, не слезая со своих велосипедов, самокатов и скейтбордов – их обожают юные альметьевцы, впрочем, как и все подростки.
«Әкият/Сказка» (Qbic, Казань) проспект Строителей, 35

Всемирно известный татарский художник-муралист Рустам Салемгараев (Qbic) создал работу о слове , которая показывает те удивительные чувства и преображения, которые происходят с любым родителем на протяжении веков, когда младенец неведомым ключиком отпирает замок на груди и душа взрослого расцветает невиданными ранее цветами. После этого сказка становится постоянным спутником отца и сына, бабушки и внучки, тети и племянников, наставника и воспитанников. Тем особым видом связи предков с потомками, когда сказки прадедушек несут культуру детям в наши дни.
Надыр Уразметов. Род Уразметовых (Basil LST, Ангарск) ул. Нефтяников, 17

Художник из Сибири создаст образ легендарной фигуры, жившей в нефтяном регионе, недалеко от будущего Альметьевска в середине 18 века. Основатель волости, Надыр Уразметов понимал ценность нефти, проводил геологические исследования и построил первый завод по добыче и переработке нефти. Автор придумал создать композицию в духе средневековой книжной графики с обратной перспективой, в которой можно увидеть особенный холмистый ландшафт, нефтяной промысел Елизаветинской эпохи, самого Надыра и его большую семью. Уразметов рисует калямом нефтяную установку, а из метафорических узоров его одежды происходят деревни, мечети в холмах.
«Теории происхождения нефти» (Артем Стефанов, Москва) ул. Белоглазова, 62 (Котельная # 2)

Слово «девон» очень значимо для жителей Альметьевска и на профессиональном сленге нефтяников означает «нефть высшего качества». Доподлинно неизвестно, откуда берется нефть внутри земли – самые распространенные предположения – разложившиеся останки древних животных и растений или же результат химической реакции после падения метеоритов. Предполагают, что Альметьевск и нефтяной регион был побережьем древнего моря, где некогда был мир, который сильно отличался от нашего. Именно эти темы стали основой для произведения Артема Стефанова. Древний мир предстает в своей первозданной чистоте: земные недра внизу и космос вверху смешиваются в оптической иллюзии пластов земли. Космогенез Альметьевска предстает в виде трилобитов и других диковинных животных Девонского периода и космических полигональных сфер.
«Обед» (Димитрис Таксис, Афины) ул. Радищева,41 

Село Альметьево всегда было местом вдалеке от серьезных исторических бурь, поэтому сюда многие бежали, укрываясь от тяжелых обстоятельств. Многие знают, что Казань пала в 1552 году. И со временем, не сразу, стали насильно обращать татар в православную веру. Добрались и до деревни Шуран. Люди в деревне возроптали, ведь в Казанском ханстве еще с давних времен по заветам наших булгарских предков все народы жили в мире и согласии вне зависимости от веры. И вот, узнав, что комиссия с попами уже близко, пошли жители на хитрость. Когда новокрещенская комиссия вошла в деревню, то на улице в татарских домах никого не обнаружила. Неизвестно, как русские объяснили отсутствие татар, может тем, что они спрятались в лесу, может, для пущей убедительности стали костерить их трусами и темным народом. Что бы они там ни выдумали, но попы ушли из деревни, так никого и не крестив. Не сразу, лишь несколько дней спустя из погребов, хлевов и чуланов русских домов стали возвращаться домой татарские семьи. Поэтому до сих пор в Шуране живут и православные русские, и татары-мусульмане. Именно эта история проиллюстрировал Димитрис: маленький фрагмент повседневного быта показывает общий обед двух народов, когда одна семья пришла в гости к другой, и нет больших различий у двух соседей.
«Защитник» (Fikos, Афины) ул. Нефтяников, 2

Греческий художник Fikos – наследник древней техники византийской фрески в современной городской среде, иллюстрирует татарскую сказку «О золотой птице». Скорее всего, сказка возникла в период Волжской Булгарии, она повествует о дуалистическом начале мира, а также символически рассказывает о двух братьях, судьба которых сложилась по-разному. Брату, победившему дракона, досталась принцесса и царство, но спустя преодоление немало числа препятствий.
«В будущее» (Мехди Гаданьялу, Тегеран) ул. Ленина, 123

Иранский художник, новый гений имп-арта (от англ impossible – невозможный и art — искусство) создает минималистичные иллюзии, исследует симметрию и трехмерность, создавая чистые математические конструкции в форме муралов или холстов. Для Альметьевска кураторская группа предложила ему тему будущего – на основе эссе о будущем, написанном учащимися школы № 25 по просьбе писателя и со-куратора программы Льва Мурзенко во время исследовательского этапа работы над проектом.
Лестницы – одна из основных тем, повторяющаяся в работах художников. Человек ищет свет, доходя до потолка своего развития, и снова отправляется в сложный путь поиска выхода.
«Алтынчеч и Каракуз» (Гузель Гарипова, Казань) переход под ул. Ленина

Этот переход от каскада прудов к площади ДК «Нефтьче» был традиционным местом для выражения поэтической свободной воли молодой части населения Альметьевска. Татарская легенда рассказывает о прекрасной Алтынчеч и ее подругах, в том числе Каракуз. Время действия – начало 13-го века, период захвата Волжской Булгарии монгольскими войсками. Спасая свой город, женщины-воительницы превратились в золотых птиц. Идея кураторов – рассказать известную историю в стиле современной иллюстрации.
«Будь счастлив» (Kreemos, Серпухов) ул. Белоглазова, 46

Алкыш (благопожелание) – специфический татарский жанр народного фольклора, по которому можно «считать» категории татарской культуры. Кураторы предложили создать благопожелание на стене дома. Во время исследовательского этапа программы историк и специалист по старинным татарским рукописям Альфрид Бустанов рассказал кураторам о том, что на волжско-булгарских, а затем и золотоордынских монетах писали «Будь счастлив». Художник продолжил исследование и нашел символ счастья, который также печатали на монетах, и создал объемную композицию из слов «Будь счастлив/Котлы булсын» на русском и татарском языках, которые оплетают монеты.
«Луна и Солнце» (Дамир Bozik, Альметьевск) ул. Ленина, 149


Татарская сказка «Луна и солнце» и одноименное стихотворение Габдуллы Тукая вдохновили альметьевского уличного художника на создание диптиха. Дамир передал переживания человека во время встречи со светилами. Работа из двух частей выполнена в ярких цветах, присущих художнику, в стиле классического пуантилизма (от франц. pointiller – писать точками). На работе «Солнце» дети встречают закат на берегу реки, на работе «Луна» пара рыбачит на реке в лунную ночь. Эти два совершенно разных состояния переданы в контрастных цветовых гаммах – теплой желто-красной вечерней и холодной сине-голубой ночной. Стиль рисования точками придает работе глубину и вибрацию.
Реклама

Новости Альметьевск. 

Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: