Реклама
«Актрисочки на фронте не нужны. Вот если бы вы медсестрами были…» – сказали ей в военкомате, куда она пришла в первые же дни войны. На четыре года она забыла о профессии актрисы, уйдя на фронт медсест...
«Актрисочки на фронте не нужны. Вот если бы вы медсестрами были…» – сказали ей в военкомате, куда она пришла в первые же дни войны. На четыре года она забыла о профессии актрисы, уйдя на фронт медсестрой.
С Закией Хафизовной Туишевой, ветераном Великой Отечественной войны, Почетным гражданином города Альметьевска, актрисой и режиссером Альметьевского татарского драматического театра, мы встретились накануне Дня Победы. Я прошу Закию ханум назвать самую дорогую для нее боевую награду.
– Орден Красной Звезды и медаль «За боевые заслуги» – это самые дорогие награды, – отвечает она.– Почему? Я никогда не надеялась, что меня отблагодарят, и вдруг услышала, что меня представили к ордену Красной Звезды. Я служила медсестрой в медико-санитарном батальоне…
О войне она узнала в самый счастливый для нее период жизни.
– Я училась на третьем, выпускном курсе театрального училища, – рассказывает Закия Хафизовна. – Трое из группы должны были остаться в труппе Академического театра, в эту тройку входила и я. Оставалось только сдать экзамены. Я была хохотуньей. Детства у меня не было, юности тоже, и для меня было счастьем учиться в театральном училище. В тот летний день я как раз что-то рассказывала, и все смеялись вместе со мной. Тут вошел Давлетбаев, очень красивый казанский парень, и сказал: «Остановись, Закия! Война началась!..» «Да ладно тебе! Нашел тему для шуток!», – ответила я ему. И услышала: «Я не шучу, по радио объявили».
На фронт она пошла добровольцем, придя в военкомат на четвертый день войны. Свой шаг она объясняет так:
– Мое детство было очень несчастливым: папа был духовным служителем, и даже после его смерти меня называли дочерью врага народа. Надо мной издевались и взрослые, и дети, меня выгнали из школы, я даже боялась выходить на улицу. Люди поступали так, как им подсказывало время. И тогда я решила, что за все оскорбления и унижения я должна отплатить добром.
Когда в военкомате ей сказали, что «актрисочки на фронте не нужны», а нужны медсестры, она устроилась работать на завод по выпуску кетгутов (материал для швов в хирургии), где как раз открылись курсы для медсестер. Окончив их, в июне 1942-го ушла на войну. Направили ее в медико-санитарный батальон.
Руки у Закии апа были мягкие, медицинские, их прикосновения были столь добрыми и целительными, что раненые просили ее побыть просто рядом. «Я все делала от души, – говорит Закия апа. – А добрую душу, оказывается, издали заметно».
Задаю наивный вопрос: было ли страшно на войне?
– Знаешь, я думаю, что всем было одинаково страшно, – отвечает моя собеседница. – Но и жить страшно хотелось.
И хотя мечтать было трудно, молодость брала свое, и потому были и любовь, и короткие встречи на пять минут, и письма-треугольники. Без любви человек – не человек, и потребность любой души – любить и быть любимым.
– Что помогало держаться на ногах, откуда брались силы? – интересуюсь я.
– Как ни странно, помогала сама война: я призвана была работать на войне – это была моя работа.
– А артистический талант пригодился?
– Я никогда не ахала и не охала при виде тяжелораненых – кому можно помочь жалостью и слезами? Всегда держалась с улыбкой, и тут, наверное, пригодилось театральное искусство, – говорит Закия апа, хотя, догадываюсь, что порой рыдания переполняли ее сердце.
Прошу ее назвать координаты батальона, в котором она служила, и слышу в ответ без запинки, как домашний адрес: «Первый украинский фронт, 13-я армия, 121-я гвардейская стрелковая дивизия, медико-санитарный батальон № 122».
С дивизией ее медико-санитарный батальон прошел по Украине, Белоруссии, Польше, Чехословакии и встретил Победу в знаменитом европейском курорте – Карловых Варах. Хирургический взвод медсанбата разместили в многоэтажном особняке – просторном и белоснежном, при входе в который сразу же хотелось скинуть солдатские сапоги. «Это был удивительный, прекрасный мир, забытый нами на время войны», – говорит Закия апа и с улыбкой рассказывает, как впервые в жизни она, деревенская девушка, увидела ванну, узнала, что такое лифт…
А талант актрисы все же пригодился на войне, когда в октябре 1944-го медработников попросили устроить концерт к Дню Октябрьской революции. Вместе с подругой Бикэ Закия подготовила две шутливые татарские песни. Частушки так понравились зрителям, что девушек пять раз вызывали на бис…
Вернувшись на родину после демобилизации, она еще немного поработала медсестрой в пятой городской больнице, но театр тянул к себе. К сожалению, родной Академический встретил неприветливо, а просить за себя она не могла и устроилась на работу в республиканский передвижной театр. Встреча с Альметьевским театром произошла чуть позже – в январе 1951 года, и с той поры вся жизнь ее стала служением театру.
…Прощаясь с собеседницей, замечаю на полке шкафа фотографию: на ней дочь Закии апа Альфия держит большой портрет мамы – с ним она в прошлом году шла в строю Бессмертного полка. С Днем Победы вас, Закия ханум, вы всегда в строю победителей!
Лилия СЕДЕЛЬНИКОВА
Фото автора
При подготовке материала использована повесть Альфии Ярмиевой «Солдат, актриса, режиссер».
Новости Альметьевск.
Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа