Знамя труда

В Альметьевске функционирует школа для приемных родителей

Быть мамой и папой не так просто, как кажется на первый взгляд. Нужно многое учесть и предвидеть.

Еще сложнее стать хорошим родителем для детей с проблемами, какими порой бывают воспитанники детских домов. Чтобы помочь людям, желающим подарить любовь брошенному ребенку, в Альметьевске существует школа для приемных родителей. Ее педагоги рассказали нам, чему они учат взрослых и каковы их главные задачи.

Социальный педагог при службе сопровождения замещающих семей в детском доме Альметьевска Эльмира Павлова отметила, что программа обучения ШПР в первую очередь направлена на то, чтобы каждый ребенок жил в семье, а не в детском доме. Это важно, потому что именно на примере родителей они смогут в будущем построить свою собственную ячейку общества. Занятия проводятся совершенно бесплатно и длятся около двух месяцев. Прохождение этих курсов является обязательным условием для усыновления, однако на них порой приходят и просто интересующиеся граждане. В конце будущим родителям предлагается пройти итоговое тестирование. Оно направлено не столько на оценку знаний, сколько на то, чтобы педагоги поняли, на какие лекции нужно сделать упор. Кроме того, по его итогам специалисты смогут проанализировать претендентов на опекунство и дать свои рекомендации.

Обучение проходит по нескольким направлениям. Юрисконсульт рассказывает о законах, правах ребенка. Начальник «Опеки» – о видах усыновления, взаимодействиях с различными организациями. Также свои лекции читает заведующая детским отделением больницы, где родители узнают о различных заболеваниях, оказании первой помощи, группах здоровья, возможных аллергиях и так далее.

Больше же всего занятий проходит с педагогом-психологом. Это объясняется тем, что очень часто у приемных детей, травмированных в отношениях с кровными родителями, случается кризис, к которому нужно быть готовым и научиться с ним бороться.

Педагог-психолог Эльмира Мухаметова22 года работает в детском доме и не понаслышке знакома с проблемами, которые могут сказаться на поведении ребенка. Многие из них жили в неблагополучных семьях, прошли через жестокое обращение, недоедали, не получали полноценного образования.

Основные темы занятий у Эльмиры Мухаметовой направлены как раз на то, чтобы будущие родители смогли понять и прочувствовать состояние ребенка, грамотно справиться с последствиями травм и осознали роль семьи в реабилитации этих детей.

Педагог-психолог рассказала, что помимо лекций и познавательных видеоматериалов, она устраивает тренинги. На них она помогает взрослым поставить себя на место ребенка. К примеру, в одном из упражнений стоит задача – научить ребенка считать до пяти. Разыгрывается сценка, где один приемный родитель играет малыша, а другой – его опекуна. Каждый из них получает предысторию и соответствующую ей манеру поведения. По сценарию обучение счету проходит нормально до того момента пока не звучит цифра три. Ее «ребенок» называть отказывается, возможно, плачет, прячется, кричит: «Не надо! Я больше не буду!» Причина такой реакции кроется в прошлом, когда его кровная мать считала до трех прежде чем прибегнуть к физическому насилию, которое неизбежно сопровождалось психологическим: унижениями и оскорблениями. Многие приемные родители могут просто не подумать об этом и посчитать малыша больным или ненормальным, применить неправильные методы воспитания. Таким образом, они будут бороться со следствием, но не с причиной. Тренинг позволяет проиграть ситуацию, понять, что нужно делать в такие моменты, научиться грамотно доносить информацию и систематически работать над проблемой до полного ее устранения.

Эльмира Мухаметова также заметила, что приемные родители часто задают одни и те же вопросы: «Стоит ли говорить ребенку, что его усыновили? В каком возрасте лучше это сделать?» Она объяснила, что сделать это необходимо и не стоит дотягивать обсуждение темы до подросткового возраста, который и так считается кризисным. «Лучше всего рассказать ребенку о его усыновлении, когда ему 4-4,5 года. Именно в этом возрасте дети начинают спрашивать о том, как они появились на свет. Тогда и надо сесть и, тщательно подбирая слова, объяснить: «Да, не я тебя родила, но мы так долго тебя искали и наконец нашли и сильно полюбили. Ты – самый дорогой наш человечек». Реакция детей может быть разной, но потом они успокоятся. К разговору нужно возвращаться, объяснять. Главное, чтобы сами взрослые не боялись этой темы, поняли, что усыновить ребенка – это не преступление, и в правде нет ничего страшного», – отметила педагог-психолог.

Кроме того, Эльмира Мухаметова подчеркнула, что будущим приемным родителям очень важно иметь правильную мотивацию для усыновления. Например, бывает так, что мать не смогла воспитать родного ребенка, он пошел по наклонной и вообще непонятно где сейчас находится. И на приемном она хочет исправить свои ошибки, думая, что уж теперь-то все получится. Конечно, вряд ли из этого что-то выйдет. Также специалисты стараются отговорить родителей брать детей из детского дома после утраты родных. Нужно помнить, что ребенок, оторванный от кровной матери, тоже испытывает чувство потери. Два человека с пустотой внутри не смогут помочь друг другу.

Задач перед педагогами стоит много, и они постоянно обучаются чему-то новому, проходят курсы повышения квалификации.Им важно не просто обучить родителей, но и донести, что трудности обязательно будут, но знания, которые они получают в ШПР, вооружат их и они смогут побороть проблемы. Главное, набраться терпения.

Эльмира Павлова заметила, что даже если люди, пройдя школу понимают, что они не готовы взять приемного ребенка, – это тоже положительный результат, потому что тогда дети не будут травмированы возвратом в детский дом после жизни в семье.

На занятия в школу приходят и опытные приемные родители, они делятся своей историей, рассказывают о трудностях и как с ними боролись, отвечают на вопросы аудитории.

Одна из них СаузияГалеева, мама четверых приемных детей и выпускница школы для приемных родителей отметила, что там работают отличные специалисты, которые во многом ей помогли. «Я сама работала практическим психологом в системе образования, сталкивалась с неблагополучными семьями и трудными подростками. Однако считаю, что школу для приемных родителей должны пройти все, в том числе и те, кто воспитывает собственных детей. Во-первых, потому что там вас учат решать вопросы разных уровней: от юридических до медицинских. Во-вторых, это огромная школа психологии, где на примерах показывают, что и как нужно делать, чтобы справиться с последствиями детских травм, направить в нужное русло даже негативное поведение ребенка. Благодаря хорошо продуманной программе ШПР знания, которые они дают, легко можно применить в жизни», – поделилась она.

Реклама

Новости Альметьевск. 

Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: