Знамя труда

Кто первым в Альметьевске стал полным кавалером ордена Трудовой славы?

Насколько долговечна и прочна память о человеке? Задумалась над этим, когда не смогла ответить на вопрос «Кто первым в Альметьевске стал полным кавалером ордена Трудовой славы?». Впрочем, этот вопрос...


Насколько долговечна и прочна память о человеке? Задумалась над этим, когда не смогла ответить на вопрос «Кто первым в Альметьевске стал полным кавалером ордена Трудовой славы?». Впрочем, этот вопрос я потом переадресовывала многим горожанам, и с тем же «успехом»…
Кавалер трех степеней
Справедливости ради следует сказать, что мы, нефтяники, хорошо знаем «своих», нефтяных героев Валентину Дорофееву и Нафиса Афзалтдинова, ставших кавалерами ордена Трудовой славы всех трех степеней соответственно в 1986 и 1991 годах. Их имена на слуху, о них написаны книги, сняты фильмы. Эта награда – особенная: единственный из всех орденов, вручаемых за трудовую доблесть, имеющий разделение на степени. Не случайно по своему статуту и льготам, предоставляемым полным кавалерам, орден Трудовой славы соответствует боевому ордену Славы и награжденные им негласно приравнены к Героям Социалистического Труда. Полных кавалеров в необъятной нашей державе было всего 983 человека.
Так кто же он, первый в Альметьевске полный кавалер столь почетного ордена? Это Шакуров Анас Харисович – бригадир слесарей-монтажников специализированного управления № 5 треста «Востокмонтажгаз». Он – представитель известного и прославленного предприятия страны, которое прокладывало километры магистральных и промысловых трубопроводов, сооружало резервуары общей емкостью в миллионы кубометров, монтировало технологическое оборудование, остро необходимое союзной промышленности. А потом пережило судьбу тысяч других строительных предприятий, пришедших в упадок…
На сайте «Герои страны» скупые данные об Анасе Харисовиче сопровождает надпись «фото нет». Обратилась в архив города – его сотрудники с готовностью занялись поисками. Нет ни фото, ни данных, но нашлась Книга почета, альбом о передовиках производства СУ-5 со страницей, посвященной Анасу Шакурову. В нашем Альметьевском краеведческом музее о первом полном кавалере ордена Трудовой славы также материалов никаких нет, но зато оперативно нашли фотографию. Телефонный обзвон ветеранов строительных предприятий, встреча с вдовой Хатимой Тагировной… И вот так, по крупицам, стал проявляться образ этого незаурядного человека.
Шакуров Анас Харисович. Родился в 1941 году в деревне Бигашево Альметьевского района в многодетной крестьянской семье. Окончил 8 классов школы, трудился в родном колхозе. После армии, вернувшись домой, работал монтером, в 1962 году пришел в СМУ-70 (впоследствии СУ-5 треста «Востокмонтажгаз») верхолазом, слесарем-монтажником. Человеком, по общим воспоминаниям людей, был рукастым, способным и трудолюбивым. Работа в сильной строительной организации мотивировала к овладению новыми специальностями, да и ему самому не давал покоя вопрос: «А слабо, а смогу?». Так он в совершенстве овладел профессиями слесаря-монтажника, газорезчика, стропальщика, стал высококвалифицированным разносторонним рабочим. Дотошный, серьезный, аккуратный, он вызывал доверие и у руководства, и у коллег. В 1970 году ему доверили возглавить бригаду слесарей-монтажников, которая стала передовой в отрасли. Ребята активно участвовали в строительстве многих важнейших союзных объектов того времени: Миннибаевского газоперерабатывающего завода и Оренбургского газового комплекса, магистрального экспортного газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород», продуктопровода «Западная Сибирь – Урал – Поволжье». Строил Менделеевский химзавод, Тихоновскую, Карабашскую, Сулеевскую, Якеевскую и другие установки комплексной подготовки нефти, Северо-Альметьевский и Кичуйский товарные парки, компрессорные станции. Плюс десятки рядовых объектов местного значения, но столь необходимых и важных. А сколько населенных пунктов республики наконец-то были газифицированы, и в этой великой работе был вклад и шакуровской бригады. Теперь уже не сосчитать, сколько километров нефтегазопроводов проложено его руками. И всегда работу бригады и самого Анаса Харисовича оценивали как «высокопробную», что на языке их коллег, смежников, партнеров означает отличное качество, отсутствие рекламаций на фоне слаженной ритмичной работы без отставания в графиках. Рационализаторские предложения способствовали модернизации установок существующих газопроводов, ускорению сроков сдачи газопроводов и экономии материалов и средств.

«Подкоп» под КамАЗ
Среди наиболее сложных производственных операций Анаса Шакурова – «подкоп» под КамАЗ. Мы привыкли читать и слышать, что всесоюзный автогигант возводился на просторе, в чистом поле. Но мало кто знает, что под этим полем уже тянулись нити газопроводов, которые следовало в кратчайшие сроки перенести в другое место. И с этой трудной задачей блестяще справился Анас Шакуров. За эти трудные километры газопровода в обход КамАЗа он и получил первый из трех орден Трудовой славы.
В унисон и с ностальгией вспоминают то время Валерий Михайлович Парфилов, в прошлом заместитель генерального директора ОАО «Востокмонтажгаз», и Насых Мисбахович Лутфуллин, в прошлом начальник СУ-5:
– Коллектив специализированного управления № 5 всегда шел в авангарде технического прогресса, выполняя сложнейшие сварочно-монтажные работы на важных объектах. Именно СУ-5 давалось поручение выполнить самые ответственные конструкции. Всегда была уверенность, что коллектив не подведет, не сорвет сроки. Потому что работали такие опытные рабочие, как Анас Шакуров. Его бригада возводила объекты с опережением графиков, норму выработки доводила до 130-150 процентов, отличалась высоким качеством работы благодаря взаимовыручке и владению смежными специальностями. Так, сам бригадир, помимо слесарного ремесла, столь же виртуозно выполнял функции газорезчика. Бригада в числе первых в тресте освоила технологию монтажа резервуаров с понтонами. За ударную добросовестную работу имя Шакурова занесено в Книгу почета СУ-5. Технически грамотный специалист, умелый организатор производства, он широко внедрял средства механизации трудоемких процессов, активно используя прогрессивную технологию монтажа.
Их рассказ продолжает ветеран СУ-5 Валентина Григорьевна Бахтигареева, проработавшая свыше 40 лет, в том числе и в кадровой службе управления:
– Наградные документы, их оформление проходили через мои
руки. Я очень радовалась, что слава коснется человека способного, работящего, живущего интересами предприятия. Анас Шакуров ведь жил работой… Помню, были месяцы, когда бригада ежемесячную норму выполняла на 170 процентов. Он, несмотря на тяжелый труд, командировки, никогда не отказывался от общественной работы – профсоюзной, в добровольной народной дружине. Его уважали у нас, он был скромен, как бывают скромны деревенские парни. Был без бахвальства, каждое награждение его орденом воспринимал как общую победу, коллективный успех.


Как отмечают ветераны
СУ-5, бригадиры были самой уважаемой фигурой. Для сварщиков, слесарей-монтажников и механизаторов бригадир – как отец. Без совета с ним, без его «добро» не пройдет перестановка членов бригады. Вспоминают, что с Анасом советовался даже сам управляющий трестом «Востокмонтажгаз» легендарный Мухаммат Галлямович Сабиров.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 11 декабря 1974 года (кстати, в первый же год учреждения ордена) и от 17 марта 1978 года он был награжден орденами Трудовой славы III и II степеней. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1983 года – орденом Трудовой cлавы I степени. Так он стал полным кавалером ордена Трудовой славы,
отличником Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Анас Шакуров в полной мере соответствовал определению, что монтажники – это «белая кость» строителей. Он был настоящим асом монтажного производства, и не просто высококлассным рабочим, но и крепким специалистом: знал технологию производства, разбирался в конструкциях, деталях, материалах, читал чертежи. Он был хорошим наставником.
О чем говорит памятник
Умер Анас Харисович 1 декабря 1989 года. В возрасте всего-то 48 лет. Летом произошла авария на Миннибаевском газоперерабатывающем заводе, взрыв разрушил конструкции этажерки и зданий, нарушил герметизацию трубопроводов. Это был завод, который он возводил со своими ребятами. Его позвали восстанавливать объект, он работал, несмотря на недомогание. Вышел в отпуск, ждал, что отдохнет, съездит куда-то. Но случилась внезапная остановка сердца. Его супруга Хатима Тагировна говорит, что он никогда не жаловался на усталость. Многих изнуряют постоянные и дальне-долгие командировки. Но не его:
– Анас очень любил свою работу. Мог заменить любого человека – тракториста, сварщика, газорезчика. Постоянно работал на трассах, в тяжелых условиях. Не успеет с одной командировки вернуться, как уже вторая подоспела. Опять в дорогу. Мы с ним с трудом поженились, между прочим.  Надо подавать заявление в загс, а его внезапно с места срывают, отправляют на «горящий» объект. Наконец, подали заявление, месяц ждать. А его снова командируют. До самой смерти он был в делах, в поездках. Бывало и так, что в чемоданчике привозил домой не одежду, а ветошь. Тогда ведь хорошей спецодежды да химчисток не было, а работа грязная, на трассе, то 40 градусов мороза, то 40 градусов жары. Ни выстираться, ни почиститься. И все равно он перед приездом домой норовил привести в порядок одежду, прополоскать и высушить. Смеялся: «Ты меня научила, и все ребята из бригады теперь так делают». И у меня ночи проходили в стирке и готовке: надо было стирать, утюжить, кормить досыта домашней едой. Первое время термосов не было, суп в банке  ему носила. Он ведь в командировках язву получил. Мучился, но не жаловался. И в выходной без дела не сидел, работали вместе в огороде, он хорошо разбирался в электричестве и в технике: легко разбирал, чинил и собирал телевизор, радио.
Пока слушаю Хатиму апа, перебираю наградные документы. Вот книжечка прав на бесплатный проезд как полному кавалеру – колеси или летай себе бесплатно по просторам страны. Но что это? Ни одного оторванного квиточка, все целые.
– Да, – улыбается Хатима Тагировна, – все так. Ни разу не воспользовался льготами, работа да работа. Один раз только всей семьей мы побывали в Москве. Зашли в ресторан, японский оказался. Горсточка риса на тарелке. Смотрим, иностранцы и половины этой горсточки не съедают, а для нашего мужчины это разве еда? Вышли мы из ресторана, и Анас говорит нам: «Сходите в магазины, купите себе что хочется. А я лучше в столовую пойду поем». Мы накопили денег и в январе 1990 года собирались купить машину. Ездить на ней отдыхать. Я ведь на экспедиторской работе и на мотороллере, и на мотоцикле «Урал» гоняла, у меня и водительские права есть. Но не получилось, он умер в декабре, а в 91-м наши сбережения пропали из-за денежной реформы.
Сама Хатима апа в свои 77 лет бодра, энергична. Вспоминает былую славу своего мужа – как в доме культуры его чествовали, как поздравляли, и не может сдержать слез радости: через десятилетия забвения снова вспомнили о нем, человеке с золотыми руками:
– Пришла на зиарат (кладбище). 30 лет памятнику Анаса. Покосился, надо бы подправить да подкрасить. Сколько раз я подновляла, да ведь современные краски – сами знаете какие: недолго держатся, выцветают, сползают быстро. И как же мне навести порядок? Я вслух это произнесла, жалобу, мольбу свою. То ли кто меня услышал, небеса или люди? Спасибо Аллаху и «Татнефти»: нефтяники такой красивый памятник сделали, установили. К нему люди идут теперь. О чем говорит этот памятник? Ведь Анас не ветеран «Татнефти», он строитель, хотя и работал на нефтяных объектах. Но у наших нефтяников, как я не раз замечала, нет разделения на своих и чужих. Я так их понимаю. Вот и в городском парке, на аллее героев благодаря им бюст Анасу установлен. А теперь – памятник на могиле. Спасибо Наилю Маганову, Рустаму Мухамадееву, Рафику Мубаракшину и другим. Низко кланяюсь им не только за памятник, но и за то, что вернули народу память о моем муже.

София ГАРИФУЛЛИНА
Фото Мансура Фарукшина и из архива семьи Шакуровых.


 

Реклама

Новости Альметьевск. 

Частичное или полное воспроизведение материалов сайта zt116.ru возможно только при наличии гиперссылки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: