Знамя труда

В Альметьевске состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Развитие профессионального образования России в условиях его модернизации»

Как «вырастить» хорошего специалиста?Качественное образование – главная задача образовательной политики. Однако его критерии и подходы к обучению должны «подстраиваться» под постоянно меняющийся мир....

Как «вырастить» хорошего специалиста?
Качественное образование – главная задача образовательной политики. Однако его критерии и подходы к обучению должны «подстраиваться» под постоянно меняющийся мир. О современных методах преподавания и взаимодействия педагогов со студентами говорили на всероссийской научно-практической конференции «Развитие профессионального образования России в условиях его модернизации». Она состоялась в Альметьевском политехническом техникуме в рамках реализации федерального гранта «Обновление и модернизация материально – технической базы профессиональных образовательных организаций по укрупненной группе специальностей «Техника и технологии наземного транспорта».

На совещание приехали более 200 человек из Татарстана, Башкортостана и Чувашии. Среди них руководители, преподаватели, мастера производственного обучения из 48 профессиональных образовательных организаций.

Работа конференции началась с пленарного заседания. На нем обсуждались проблемы современного профессионального образования в нашей стране на фоне постоянного обновления и необходимое в связи с этим повышение мастерства педагогов. Ирина Павловская, начальник управления образования района, в своем выступлении отметила, что о важности обновления подходов к развитию профессионального обновления Президент Татарстана Рустам Минниханов заявил еще в 2014 года. В Татарстане реализуются приоритетные проекты: модернизация системы профориентации в форме профессиональных проб, внедрение дуального образования, развитие движения WorldSkills (ВорлдСкиллс), создание 25 ресурсных центров подготовки рабочих кадров для ведущих предприятий Татарстана. Ирина Александровна отметила, что в Альметьевске АПТ является лидером среди шести образовательных организаций города. Техникум уделяет особое внимание подготовке рабочих кадров. В каждом из направлений обучения студенты могут выбрать одну-две профессии, что помогает им в дальнейшем трудоустройстве. Коллектив политехнического колледжа всегда открыт для новшеств, полон инновационных идей. Это помогает техникуму достигать успехов: студенты не раз достигали высоких результатов на различных этапах конкурса рабочих профессий. В этом году учащийся АПТ Руслан Багманов занял третье место на мировом чемпионате WorldSkills (ВорлдСкиллс). В июне 2020 года в техникум планируется создать Центр цифрового образования, что станет еще одним важным этапом развития.

Руководитель АПТ Ильдар Багманов подчеркнул, что образовательное учреждение – один из крупнейших в республике центров подготовки специалистов среднего звена. Обучение в техникуме ведется по 17 специальностям по очной и заочной формам обучения, из них четыре входят в перечень ТОП-50, реализуется 37 направлений дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки. Благодаря участию в госпрограмме «Развитие образования» и поддержке ПАО «Татнефть» АПТ удалось обновить материально-техническую базу специальностей транспортного профиля.   Внедрены дистанционные технологии обучения, преподаватели повысили квалификацию для работы с закупленным оборудованием, расширился спектр образовательных программ.
Другие члены президиума выступили с докладами, освещающими изменение подходов к преподаванию. Так доктор педагогических наук, профессор КГАСУ Евгений Корчагин рассмотрел возможности дуальной системы образования, при которой студенты изучают теоретическую часть на базе образовательной организации, а практическую – на рабочем месте. Такой подход позволит работодателям сэкономить на поиске работников, их переобучении и адаптации. Затрачивая средства на студентов в рамках этой образовательной модели, наниматели на выходе сразу получают высококвалифицированных специалистов. Правда, у дуальной системы есть и минусы, которые нужно прорабатывать: трудности в согласовании содержания обучения между предприятием и профессиональной школой, неравные условия обучения в разных видах организаций, что теоретически приведет к различному качеству подготовленности, выполнение студентами работ, не связанных с профессиональным обучением и, наконец, влияние профшколы на производственную подготовку.

Доктор педагогических наук, профессор КНИТУ Петр Осипов в докладе отметил, что в последнее время студенты склонны к самовоспитанию. Современный мир позволяет обучающимся самостоятельно изучать необходимые материалы с помощью интернет-источников. Учитель – уже давно не единственный, а один из источников информации. Однако традиционные методики не дают преподавателям снизить требования к студентам. Поэтому между ними возникает противоречие из-за несовпадения требований и ожиданий. Способов разрешения два: принуждение и сотрудничество. Практика свидетельствует, что более эффективно второе. Используя такой метод, педагог формирует обучающиеся группы, определяет стоящие перед студентами цели и пути их достижения, наблюдает за их работой, подключается в нее, участвует в обсуждении результатов и так далее. Это позволяет создать атмосферу, позволяющую больше общаться, высказывать идеи, аргументировать и защищать их, слышать и понимать друг друга.
Раиф Сафин, доктор педагогических наук, завкафедрой профессионального обучения, педагогики и социологии КГАСУ, раскрыл возможности внедрения игровых технологий обучения. Они позволят студентам изменить представление об учителе как субъекте учебного процесса. В игре он – соратник, помощник, а иногда соперник. Также подобная образовательная модель подразумевает личную активность обучающегося.

Начальник службы кадров ООО «ТаграС-РемСервис» Любовь Новикова высказала мнение, что предприятие и учебное заведение – две стороны образовательного процесса. Поэтому именно от эффективности обратной связи между ними зависит степень соответствия качества подготовки специалистов пожеланиям работодателя, а, следовательно, и трудоустройство выпускников. Также она отметила, что Альметьевский политехнический техникум и ООО «ТаграС-РемСервис» являются социальными партнерами на протяжении долгих лет. Их совместная работа ориентирована на достижение общих интересов.

После пленарного заседания начали работу секции. Каждая из них предусматривала профессионально-общественное обсуждение. Делегаты отметили, что в современных условиях стратегические задачи для отечественного образования – подготовка востребованных на рынке труда специалистов, сотрудничество российских педагогов между собой для обмена опыта,  реализация проектов Министерства образования и науки Татарстана.
По результатам конференции было предложено продолжить изучение и обобщение отечественного педагогического опыта для повышения эффективности образования, использовать сетевое взаимодействие учебных заведений с заинтересованными органами и ведомствами России. Также был отмечен положительный эффект совместной работы делегатов в изучении новых образовательных методик.
Таня ШАМБЕР
Фото автора

Реклама
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: