Знамя труда

Мастер-класс в Альметьевске провел детский и подростковый тренер-психолог из Москвы

С мастер-классом Альметьевск посетил детский и подростковый тренер-психолог из Москвы Александр Моисеев. Пользуясь случаем, пообщались с ним на тему конфликтов молодого поколения. Стресс может быть не...

С мастер-классом Альметьевск посетил детский и подростковый тренер-психолог из Москвы Александр Моисеев. Пользуясь случаем, пообщались с ним на тему конфликтов молодого поколения. Стресс может быть не только у взрослых, дети также часто с ним сталкиваются. Он рассказал нам о причинах напряжения и методах психологической разгрузки.
– Александр Гаврилович, в последнее время много говорят о подростковой жестокости. Что является причиной такого поведения?
– Подростки разными бывают. Моему поколению, чтобы чего-то достичь, необходимо было преодолевать барьеры. Уровень жизни изменился, и нашим детям не надо столько усилий прикладывать, чтобы что-то иметь. Когда желаемое приходит легко, мы теряем уважение. Воспринимаем это как само собой разумеющееся, не чувствуем благодарности. Мы приучили детей, чтобы они ни в чем не нуждались. С одной стороны – это важно и хорошо. С другой стороны, когда нет барьеров, человек становится пассивным. Общечеловеческие ценности уходят на второй план, а на передний план идет потребление. Я хочу. Я! Мое! Наше эго раздувается до невероятных размеров. Бесконечные «хочу» делают людей ограниченными и, может быть, в какой-то степени несчастными.
Проблема в том, что нас с детства не обучают техникам снятия напряжения. Стресс сейчас настолько быстро накатывает. Как снежный ком наваливается и на детей. Они гиперактивны, не могут усидеть, сконцентрироваться дольше одной минуты. А все начинается с самого главного – питания. Нежелательно есть фастфуд, пить газировку – продукты, которые дают быструю энергию. Цивилизация не всегда правильно поступает по отношению к подрастающему поколению. Корпорации делают бизнес на продуктах вкусных и неполезных, на играх. Бьющий отовсюду поток информации засоряет мышление. Мы забиваем в голову файлы, как номера в телефонную книгу, а кнопка удаления сломалась. Важно понимать, что ум, как и тело, надо чистить каждый день. Потому что накапливается напряжение, а чрезмерное напряжение – это стресс.
– Но что именно толкает детей на агрессию?
– У каждого есть представление о том, как должны вести себя окружающие по отношению к нему. Каждому хочется, чтобы его любили и уважали таким, какой он есть. А мы любим и уважаем других такими? Наш ум ведет себя избирательно. Мы не стараемся понять человека: почему он так поступает? Мы требуем и нападаем. На моем детском курсе пять золотых ключиков: протяни руку первым; улыбнись и отпусти; учись у прошлого, мечтай о будущем, а живи настоящим; в проигрыше или выигрыше – это праздник; уважение к себе – это уважение к другим.
Это пять незыблемых китов, на которых строится вся общечеловеческая система взаимопонимания. Эти принципы дают разворот от потребления к обязательствам и ответственности. Чем больше человек несет ответственности, тем большей силой он обладает. Очень важно понять, из-за чего произошел конфликт и как можно изменить ситуацию, смотреть на этот конфликт, как на временный фактор. Такую задачу перед детьми надо ставить уже в начальных классах.
– Приведу пример конфликтной ситуации. В классе племянницы кто-то стал воровать деньги. Родители подняли этот вопрос на собрании и самых хулиганистых мальчиков решили проверять после уроков. Но родители этих ребят не позволили ввести такую практику. В итоге воришки остались неизвестными.
– Это всегда так было, во все времена. Подростки хотят выделиться. Это самая сложная группа. Они уже не дети, но и не взрослые. Им необходимо проявлять себя даже, может быть, через отрицательное действие. Доказать, что они круты. Там нужен толковый педагог, который в индивидуальной беседе может поговорить и наглядным примером показать, к чему это может привести. Тот, кто работает с детьми, должен соблюдать некоторые принципы. Первый – любовь. Учеников надо любить такими, какие они есть. Второй – дисциплина и справедливость. Дети должны знать границы. Если нарушаешь их, будь готов нести ответственность. Должна быть проявлена эмоция, но без ненависти, агрессии. Мы в своем детстве тоже проказничали. Но это не значит, что такими же и остались.
– Получается, взрослым трудно понять, что с их детьми что-то не так?
– В последнюю очередь взрослые узнают, что с их детьми что-то не так. Родители в сутки уделяют ребенку максимум 40 минут. Многие не знают, что происходит с подростками. Парень в одном городе уже последнюю стадию смертельной игры прошел, кресты на себе повырезал. Мама, психолог и логопед, случайно узнала. Для нее это было потрясением… Очень важно родителям смотреть, какая компания окружает ребенка. Одна может его поднять, другая утянуть. Конечно, это непростая задача – поменять круг общения. Но иногда надо применять меры жесткие. Дети – манипуляторы, они часто управляют взрослым сознанием. Для того чтобы избежать скандала, родитель идет на поводу. Не хватает опыта четко отследить, когда по головке погладить, а когда что-то другое…
– Но не ремень?
– Я не знаю. Ремень, конечно, нельзя брать. Мудрецы говорили, что есть четыре способа решения проблемы. Когда что-то не получается, мудрость говорит – это пройдет, время вылечит. Если время не помогает, надо расслабиться, успокоиться, отдохнуть, прекратить себя обвинять. Третий этап – создать дистанцию между собой и другим человеком. Если ни один из вариантов не работает, надо искать свой путь.
– Приведу пример, связанный с социальными сетями. Однажды я стала свидетелем того, как мама снимает на видео плачущего ребенка. Мальчик говорит: «Что ты делаешь? Мне плохо, а ты меня записываешь!» Не случится ли обратной ситуации, когда плохо будет маме и снимать на видео будут ее?
– Все может быть. Это аспекты воспитания, чуткости и открытости. Для чего представлять на всеобщее обозрение свою жизнь? Чтобы лайки собрать? Показать свою значимость, звездность? К чему это приведет? Человек не осознает, что он делает. Есть инструменты, которые всегда работают очень хорошо. Это улыбка. Улыбайтесь, удивляйтесь тому, что пришло. Осознавайте и продолжайте действовать. Между реакцией и действием большая разница. Мы терпим-терпим, взрываемся, а затем переживаем, сожалеем. Есть возможность посчитать до десяти, посчитай. Есть возможность до 33-х в обратную сторону, посчитай. Есть возможность переждать ноченьку, пережди. Это будет уже другое действие.
Есть источники энергии – еда, сон, позитивное состояние ума и дыхание. Это все надо применять грамотно, толково. Каждый день надо уделять внимание уму. Ложиться вовремя и вставать. Употреблять полезную пищу. Увлекаться хорошими моментами в жизни. «Развлекуха» не удовлетворима. Для того, чтобы дети были здоровыми и счастливыми, важно применять такие базовые вещи.
– А если ребенок ничего не хочет?
– Тем более он в стрессе. Он хочет. Но все и сразу. Не прикладывая усилий. Это говорит о том, что он не понимает сам себя. А родители, исходя из того, что они прожили, должны как лоцман вести этот корабль через препятствия. Правдами или неправдами надо все равно ребенка увлечь. У меня было с сыном такое. Он пошел на борьбу, а потом расхотел заниматься. Хорошо, говорю, куда ты хочешь? Он что-то выбрал. Я поставил условие: «Если скажешь через месяц «не хочу», вообще не надо никуда ходить. Давай так договоримся, ты идешь, не меньше года работаешь. Хочется или не хочется, не обсуждается». Мы взрослые так же себя ведем. Бросаем начатое. Но здравый смысл говорит: «Надо доделать». Тогда это будет уже полноценное действие. У ума есть свои законы. Он сомневается в хорошем и принимает на веру отрицательное. Ум бегает либо в прошлом, либо в будущем. А где мы живем? Только в настоящем! Сомнения и «нехочуха» – это рябь в стакане воды. Чтобы понять основное, надо идти в глубину. Там полноценная жизнь.

Реклама
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: