Интервью с руководителем Альметьевского драмтеатра: «Театр жил во мне всегда»

Беседовать с человеком, умеющим ярко излагать свою жизненную историю, способным поддержать разговор практически на любую тему, – истинное удовольствие. А если к тому же это твой давний и хороший знакомый, тогда нет ничего приятнее долгожданной встречи. Фарида Багисовна Исмагилова сумела сказать свое уверенное слово в педагогике, а теперь она не менее успешна в сфере культуры – руководит Альметьевским татарским государственным драматическим театром.

По стопам отца

Интервью с руководителем  Альметьевского драмтеатра: «Театр жил во мне всегда»

– Родилась я 1 января 1959 года в д. КарамалыАзнакаевского района. Отец – директор школы, мама – учительница. Хорошая у нас была семья, дружная…  В 1975 году мы переехали в Альметьевск, и мне посчастливилось окончить учебу в прославленной первой школе. Потрясающая когорта учителей – НасимаМиннигуловнаМинниханова, Роза ФатыховнаМаганова. Помню чуть ли не каждый день, проведенный там. Если до этого хотела стать юристом, то здесь появилась мечта о театре. К 30-летию Победы мы подготовили литературно-музыкальную композицию, вот тогда я и полюбила на всю жизнь песни военных лет. А какие глубокие, содержательные стихи о войне! Я многие тогда выучила, и мы, ученики Розы Фатыховны, выступали с концертами на предприятиях.

После школы цель одна – пойти в институт культуры, хотя отец был против. Ну поступи ты в университет, где учился Ленин, просил он меня. Нет! Поступила на театрально-режиссерское отделение. Оказалось, там не профессиональная режиссура, о которой я мечтала. И я ушла. А позже поступила в университет, на исторический факультет. Получается, продолжила дело отца, он ведь был историком.

Трудовые же университеты начались с 18 лет. Устроилась методистом в городской парк культуры и отдыха, но тут директора уволили и меня назначили руководителем. Удивительно, но что-то получалось!

Интервью с руководителем  Альметьевского драмтеатра: «Театр жил во мне всегда»

Вскоре пригласили в Альметьевский техникум советской торговли, на отчетно-выборной конференции избрали председателем ученического профкома. Я прошла замечательную школу жизни у легендарного директора МунираШарифзяновичаГарифуллина, его опытнейших заместителей Розы Калимулловны Шакировой и РаушанииКавеевныФайзуллиной. Вот где я научилась работать с коллективом, проводить мероприятия. Это был поистине творческий техникум, его выпускники успешно реализовали себя в самых разных отраслях.

На работу по специальности меня принимал ЗагитЗиннуровичГамиров, заведующий роно. Кого ни вспомнишь – все легенды! В Нижнемактаминской школе № 1 я стала организатором по внеклассной и внешкольной работе. Задора хоть отбавляй, идей в голове много, словом, началась активная деятельность. Однако по окончании университета мне захотелось преподавать историю, и я перешла в Нижнемактаминскую школу № 2 к АнасуШамсутдиновичуШайхутдинову. Через пять лет возглавила методический отдел гороно, стала инспектором. Рядом трудились такие асы, как Роза ХафизовнаЗарипова и Таисия Семеновна Потапова. Очень благодарна им за поддержку.

Гимназия, гимназия!

90-е годы. Суверенитет. Витают слухи, что планируется открытие инновационного учебного заведения – национальной татарской гимназии, какие уже функционируют в Казани, Челнах. ВахитМагсумовичГиззатуллин, заведующий гороно, направляет меня туда: езжай, разузнай, что и как. Мне безумно понравилось увиденное! Я в восторге от руки переписывала учебные планы, вообще все бумажки, какие мне предоставили. Хотелось уяснить для себя наиболее важные моменты нового дела. Конечно, загорелась идеей открытия такой же гимназии у нас в Альметьевске. И осенью 1991 года мечта наша осуществилась. Это особая история, скажу лишь, что поначалу приходилось невероятно трудно. Нам выделили здание, где сейчас располагается управление соцзащиты. Тогда оно было в удручающем состоянии, и кто знает, чем бы все закончилось, если б в одном из кабинетов однажды не рухнул потолок. Дети остались живы только потому, что прозвенел звонок, урок закончился. Мы пригласили всевозможные комиссии и потребовали: признайте здание аварийным, пока детей не поубивало. Целая эпопея вышла. Помню, в февральский мороз мы с родителями митинговали на крыльце Дворца культуры с плакатами «Дайте нам здание!». Наступил-таки день, когда генеральный директор «Татнефти» Ринат ГимаделисламовичГалеев пообещал: будем строить новое здание. Эмоции, которые я переживала тогда, не передать словами. Я объездила те города, где уже открылись гимназии, но мне хотелось наше учебное заведение видеть другим – с национальным орнаментом, бассейном. О своих задумках рассказала в «ТатНИПИнефть»: хотелось бы вот так. Прислушались. А потом три года шла работа над проектом. И год строили.

Интервью с руководителем  Альметьевского драмтеатра: «Театр жил во мне всегда»

В марте, когда заложили фундамент, мы с учителями не утерпели: поехали на стройку и устроили танцы на балках. Как мы радовались! Никогда не пережить уже того чувства радости, той эйфории, которая овладела нами. Вообще радость для нас тогда стала обычным состоянием. Стройка, как и любая другая, шла напряженно. Накануне открытия, 31 августа, мы допоздна еще таскали столы и стулья по этажам. Новоселье превратилось в не сравнимое ни с чем событие. Транспорт в тот микрорайон тогда еще не ездил, и «Татнефть» подарила автобус для развоза детей. Однозначно, без их участия не обходилось ни на одном этапе.

В 1997 году гимназию признали лучшей в республике. Какая делегация в городе, важные гости – ведут к нам. Мы с удовольствием демонстрировали все, делились в том числе и наработками по учебно-воспитательному процессу.

Четырнадцать лет в татарской гимназии, без сомнения, – лучшая пора моей жизни. Хотя и пришлось испытать сполна. Трудностей в становлении нового учебного заведения было предостаточно, оно обустраивалось в буквальном смысле с нуля. Стоит подчеркнуть: гимназию мы открывали не для того, чтобы растить знаменитых математиков, экономистов, юристов, точнее, не только для этого. Мы стремились подготовить национальную творческую интеллигенцию. И у нас это получилось. Талантливым детям мы пробивали дорогу, гордились чрезвычайно тем, что гимназия стала своего рода культурным центром.

С чистого листа

Я всегда была театралом. Альметьевский театр открыл для меня в свое время мир Мельпомены. Я с детства помню постановки альметьевских артистов, они часто приезжали с гастролями в нашу деревню. Луиза апа Султанова в белых платье и калфаке казалась мне просто волшебницей из сказки. Я завороженно смотрела на нее, забыв обо всем на свете. И эта любовь к сцене, к миру культуры жила во мне всегда. Долгие годы мы работали вместе с Кларой апаБулатовой, ЭнжеапаМукминовой, а с РаисомНагимовичемНагимовым вообще стали добрыми друзьями. За советом непременно обращалась к нему, потому что он человек дотошный, осторожный, знающий. Так не хочется говорить «был»!

В 2005 году РишатФазлутдиновичАбубакиров, пригласив к себе на разговор, сказал: берись за театр. Для меня это прозвучало как гром среди ясного неба. Не понаслышке знала, какие необычные люди здесь работают…

Мы пришли в коллектив с новым главным режиссером ГафуромКаюмовым. Кстати, в скором времени нас с ним пригласили в знаменитую гостиную «Знамени труда», где такие дискуссии разыгрались! Я бережно храню газету с этим материалом и время от времени перечитываю – потому как это мне дорого.

Коллектив встретил весьма настороженно. Помню собрание, где замглавы администрации по соцвопросамАльметьевского района и города Альметьевска Василий Иванович Самойлов и замминистра культуры РТ Айрат АгзамовичЗаббаров представляли нас. В зале – звенящая тишина. Тягостное молчание. Сейчас уже понимаю: над актерами тогда просто довлел страх: что будет с нами дальше, опять новая метла… Психологически тяжело воспринималась ситуация.

И мне сложно оказалось во всех отношениях. Я педагог, привыкла поучать, требовать определенные рамки. А здесь другие люди, другая система. При этом нехватка кадров, масса нерешенных проблем. Я попала в разгар капитального ремонта в театре, который проводила компания «Татнефть». На второй же день строительная планерка, а я ничего не понимаю. Передо мной разложили схемы и чертежи, спрашивают: вот здесь у вас малый зал, что там будет? Откуда вход-выход? Темный лес… Что оставалось – вечерами разбираться в чертежах-проектах. Одолела.

Сегодня, правда, я бы по-другому малый зал спланировала…

В первые же месяцы работы я пошла с просьбами к ШафагатуФахразовичуТахаутдинову: нужны мебель, шторы. Находила понимание. Думаю, это, прежде всего, связано с социальной ответственностью компании. «Татнефти» везло на «генералов», каждый из них душой болел за город, заботился о людях, в нем живущих. Там не было случайных людей, все яркие, образованные личности.

ТуфанАбдулловичМиннуллин, наш знаменитый драматург и депутат, предложил в свое время ШафагатуФахразовичу оказывать театру ежегодную материальную помощь. Тахаутдинов идею поддержал, и вот уже пятнадцать лет мы получаем эту поддержку. Наиль Ульфатович продолжил благородное дело.

Что дал мне театр?

В первую очередь общение с известными людьми. Я знакома с выдающимися писателями, актерами, работниками культуры. Я познала этот особый мир и счастлива быть в нем. Иногда думаю: а ведь есть люди, которые ничего этого не знают…

Мы сейчас вышли на масштаб России. Считали себя прежде провинциальным театром, оказывается, это не так. Театр – он везде театр. Мы общаемся с директорами именитых российских театров, зарубежными театральными деятелями, и каждая подобная встреча – познание нового, полезного.

Ставка на молодежь

У нас одно время трудности заключались в чем? Не хватало молодых артистов. Коллектив стал слишком устоявшимся, с некоторыми пришлось расстаться. Причина – в отношении к работе. Театр не прощает ненадлежащего к нему отношения. Он не служит отдельному актеру, сотруднику. Надо служить ему — театру.

В 2007 году мы с Ильдаром Хайруллиным, знаменитым актером и преподавателем, собрали в Казанском театральном училище специальный курс. Познакомились с ребятами, бывали на экзаменах. В итоге восемь человек приехали в Альметьевск, сегодня они составляют костяк коллектива. Главное, считаю, – привлекать в город молодые таланты и удерживать их здесь. А чем? Зарплатой – вряд ли, не такая уж она высокая. Актерам нужны роли, у них энергия кипучая, им надо показываться везде. Непременно на фестивалях, где можно места занять, призы получить. Блистать. Творческому человеку противопоказано сидеть на одном месте, он постоянно должен наблюдать за людьми, персонажами. И мы находим их – в Бурятии, Коломне, на Кавказе, во многих других местах.

Когда мы двое суток едем в автобусе, чего только не видим по дороге, значит, набираемся колоссальных впечатлений. И потом, когда ты работаешь, тебя видят, оценивают по достоинству.

Я люблю молодежь. Мне нравится, что из трехкопеечного вопроса она не делает проблемы, не переживает по пустякам, легче относится ко многим вещам – в отличие от нас, «возрастных».

В центре культуры

Находиться в центре города и не быть его культурным центром невозможно. Вообще наше здание всегда было востребованным. Когда-то здесь работал известный ансамбль танца Альбины Садртдиновой. Кто-то в шахматы играл, боксом занимался в спортзале… Юность очень многих горожан прошла в этом здании. Тем оно и дорого им.

Большинство городских мероприятий проходят именно у нас в театре – и официальные, и самые теплые, душевные. Мы гордимся этим фактом. Город уважает наш труд, признает вклад в развитие. Вот уже много лет на открытии театрального сезона вручается премия главы Альметьевского муниципального района «Лучший актер года». Это ли не стимул творить, совершенствоваться?

Мне, как человеку культуры, хочется видеть вокруг людей, в широком смысле дружащих с культурой. И, конечно, умеющих оберегать и уважать друг друга.

У меня иногда спрашивают: если бы не театр, чему бы вы посвятили себя? Не знаю, наверно бы, все равно сфере искусства. А пока в моей жизни есть театр, в котором прожито уже четырнадцать лет.

Записала Сария ИСХАКОВА
Фото из группы «ВКонтакте» Альметьевского татарского государственного драматического театра и Мансура Фарукшина

Поделитесь с друзьями

Другие новости

0 Комментариев

Оставить Комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет виден участникам.

Контакты

Сетевое издание "Знамя труда. Альметьевск" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 69878 от 29.05.2017 г.

О фактах коррупции сообщайте на e-mail: zt200772@mail.ru

Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «ТАТМЕДИА». Учредитель СМИ: АО «ТАТМЕДИА»

Адрес редакции: 423450 Татарстан, г. Альметьевск, ул. Марджани, 82.

Телефон редакции: 8 (8553) 32-59-76

E-mail: zt200772@mail.ru

Главный редактор сетевого издания: Аль-Айюби Наиля Аглямовна

Режим работы: понедельник-пятница, с 8.00 до 17.00 Выходные: суббота, воскресенье

Частичное или полное воспроизведение материалов сетевого издания возможно только при наличии гиперссылки.

16+

Яндекс.Метрика

Региональная газета "Знамя Труда" © 2017.
При размещении материалов ссылка на сайт обязательна.Политика о персональных данных

Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"

Instagram
Twitter
Facebook
Facebook
SOCIALICON
SOCIALICON