В Альметьевск снова приезжал Пасхальный фестиваль

Второй год подряд Альметьевск входит в гастрольный график Московского Пасхального фестиваля. Во вторник, 24 апреля, оркестр Мариинского театра под управлением дирижера Валерия Гергиева представил двухчасовую программу классической музыки на сцене ДК «Нефтьче».

Вплоть до последнего ряда на балконе все сиденья в зале были заняты. Зрители сосредоточились в ожидании концерта, и даже шепот разносился эхом по пространству. Наконец вышли из-за кулис артисты оркестра, появился Гергиев, коротко поклонился шквалу приветственных аплодисментов и начал водить своей волшебной, простите, дирижерской палочкой. Музыканты подчинялись мановению и, словно единый организм, создавали живой звук.

В первой части концерта зрители услышали симфонию № 1 «Классическую» Сергея Прокофьева, прелюдию к «Послеполуденному отдыху Фавна» Клода Дебюсси, симфоническую поэму «Дон Жуан» Рихарда Штрауса. После антракта оркестр исполнил Адажио и «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского, сюиту из музыки к балету «Жар-птица» Игоря Стравинского. Порой публика невпопад вклинивалась в произведения аплодисментами. Но Валерий Абисалович всегда показывал, когда можно хлопать. Надо было просто следить за его движениями. Закончив работу, он опускал руки, стряхивая напряжение, останавливая звук.

В завершении концерта на сцену вышел генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов. Он выразил надежду, что Пасхальный фестиваль в Альметьевске станет доброй традицией.  Также отметил, что для города – честь оказаться на орбите культурного события мирового значения, охватившего сотни городов и многие страны. Гергиева и его музыкальную миссию благословил епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий. После занавеса Валерий Гергиев, владыка и имам-мухтасиб Фагим хазрат Ахметзянов оживленно беседовали за кулисами.

Очередь пообщаться с руководителем Мариинского театра дошла и до альметьевских журналистов. Валерий Абисалович подробно и развернуто ответил на первый же вопрос о том, как строится программа фестиваля, и добавил много интересных подробностей, которые, возможно, заинтересуют и читателей «Знамени труда».

– Произведения в программе, как правило, широко известные, любимые публикой всех возрастов, – сказал дирижер. – Например, если звучат наиболее популярные фрагменты из «Щелкунчика» Чайковского, предполагается, что это горячо любимая музыка миллионов людей. За столетия, которые она звучит, уже и миллиарды людей по-настоящему ценят и всегда стремятся услышать ее. Это касается и западноевропейской классики. Сегодня мы играли музыку Рихарда Штрауса, Дебюсси – тоже знаменитые композиции, которые дают очень яркую красочную картину музыкального мира. В рамках этого фестиваля мы уже сыграли музыку многих композиторов, поэтому я стараюсь не повторять одно и то же. В Казани мы уже были, наверное, раз 17. Там приходится вспоминать, что играли в прошлый, позапрошлый приезды. Играли целый ряд симфоний Малера, сейчас музыку Штрауса, много русской классики, даже с участием хоров. В том числе хоры были из Казани, Санкт-Петербурга, делали концерт смешанного хора из двух городов. Важны и детские хоры. Я сам принимал довольно активное участие в создании сводного детского хора России, который завершал Олимпиаду в Сочи. В этом огромном хоре пели ребята в том числе из Татарстана. Коллектив продолжает свою жизнь, мы ежегодно встречаемся.

Программа – это не самое главное в содержании Пасхального фестиваля, важно идти навстречу публике в самых разных регионах, подчеркнул Гергиев. В рамках текущего фестиваля Мариинский оркестр уже выступал в Пекине, где исполнил великую оперу «Хованщина», «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. «Может быть, эти произведения не пасхального содержания, как, например, «Песни и пляски смерти», но в Пекине мы хотели исполнить именно произведения Мусоргского, – поделился Гергиев. – Он писал удивительно ярко и его вокальные циклы – это богатейший мир образов. Я считаю, что музыку высокого качества и содержания можно играть, не привязывая к тому или иному празднику».

Открытие фестиваля состоялось в Москве 8 апреля. За неполные три недели он успел охватить Воронеж и Липецк, Владикавказ, Волгоград Саратов, Казань. Только за последние десять дней побывал во многих городах Сибири. В этом и заключается основная цель Валерия Абисаловича – дать возможность услышать классические произведения в исполнении музыкантов мирового уровня жителям отдаленных от центра городов. «Мне кажется, что музыка высокого качества встретит отклик у благодарной аудитории не только Петербурга и Москвы, – заметил директор «Мариинки». – В конце 80-х – начале 90-х ситуация складывалась совершенно иначе.  Практически 13 лет мы ни разу не выступали в Москве и Петербурге, не говоря уже о Казани, Владивостоке и других городах. Это можно было бы объяснить какими-то трудностями, но в эти же годы мы сотни раз выступали в Японии, Нью-Йорке, Лондоне, Париже. Значит, что-то было не так. Вот она, рядом Москва, а мы не выступаем. Я хотел эту картину поменять и даже в трудные 90-е годы нашел такую возможность. Сделали фестиваль на Кавказе прямо во время первой чеченской кампании. Это было очень сложно. Огромное количество великих артистов туда полетели. Сделали первый фестиваль «Мир Кавказа», чтобы показать стране и всему миру, что есть моральные устои, ценности, которые обогащают жизнь людей. Начиная с 1996 года мы добивались цели, которую в конце концов реализовали уже огромными по охвату программами фестиваля. За эти 17 лет – это, может быть, 65 регионов, а значит – много-много сотен тысяч километров пройдено. В этом году мы только по России проехали больше 20 тысяч километров на поезде, не считая пекинских выступлений, вчера слетали в Германию, были в Швейцарии, закрывать фестиваль вернемся в Москву». В Альметьевск коллектив приехал после двух концертов в Набережных Челнах.

Валерий Абисалович рассказал журналистам также о личных музыкальных и спортивных предпочтениях. Иногда дирижер старается отдыхать от мира музыки. К примеру, недавно он летал посмотреть игру футбольных команд «Барселона» и «Челси». Поздравил присутствующих с победой хоккейной команды «Ак Барс» в континентальной лиге. Что касается музыки, здесь Гергиеву может угодить только сильный артист, который создает чудо лишь только прикоснувшись к инструменту.

– Я не делю на классических и не классических музыкантов, но первые сегодня, в том числе, и молодые, могут сильно удивить, – сказал Валерий Гергиев. – В России есть такие музыканты, которые продолжают традиции мастеров прошлого. Наша исполнительская школа по-прежнему процветает. И флаг Татарстана в ней значителен. Миша Плетнев отсюда. Оркестр Татарстана – один из лучших, постоянно выступает у нас в концертном зале. Мы будем продолжать такой обмен, а если вернемся в Альметьевск в будущем году, что-нибудь контрастное сделаем, может быть, певцов привезем».

Дина НУРГАЛЕЕВА

Фото пресс-службы «Татнефти»

Поделитесь с друзьями

Другие новости

1 Комментарий
  1. Умия 27.04.2018 at 16:39 - Reply

    Вы не знаете, как связаться с Гергиевым? У меня от него ребёнок. Прошу вас помочь маме замечательного кусочка счастья

Оставить Комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет виден участникам.

Контакты

Сетевое издание "Знамя труда. Альметьевск" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 69878 от 29.05.2017 г.

Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «ТАТМЕДИА». Учредитель СМИ: АО «ТАТМЕДИА»

Адрес редакции: 423450 Татарстан, г. Альметьевск, ул. Марджани, 82.

Телефон редакции: 8 (8553) 32-59-76

E-mail: zt200772@mail.ru

Главный редактор сетевого издания: Гараев Рустем Илшатович

Режим работы: понедельник-пятница, с 8.00 до 17.00 Выходные: суббота, воскресенье

Частичное или полное воспроизведение материалов сетевого издания возможно только при наличии гиперссылки.

16+

Яндекс.Метрика

Региональная газета "Знамя Труда" © 2017.
При размещении материалов ссылка на сайт обязательна.