Российские ученые стоят на пороге создания новых лекарств от инсульта

Ученые из Южного федерального университета нашли в мозге крысы ряд белков, которые, возможно, будут служить новыми мишенями для разработки лекарств, защищающих нервные клетки и ограничивающих повреждение мозга после инсульта. Исследование выполнялось в рамках проекта, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ). Результаты были опубликованы в журнале Molecular Neurobiology.
Российские ученые стоят на пороге создания новых лекарств от инсульта

Инсульт — третья из причин смертности и первая причина инвалидности населения. При ишемическом инсульте, когда тромб закупоривает сосуды мозга, прекращается снабжение нервных клеток кислородом и глюкозой. Это за несколько минут приводит к локальному инфаркту — омертвлению нервной ткани. За такое короткое время невозможно спасти нервные клетки в некротическом очаге.

Российские ученые стоят на пороге создания новых лекарств от инсульта
Сравнение здоровой артерии и артерии с атеросклеротическими бляшками, образование которых может привести к инсульту

В ближайшие несколько часов повреждение распространяется на соседние участки мозга. За это время (оно именуется «терапевтическое окно») можно ограничить распространение повреждения и спасти клетки мозга в этой «переходной зоне».

Ученые из разных стран уже испытали более тысячи веществ, продемонстрировавших положительные результаты в ходе опытов на животных, и провели более двухсот клинических испытаний, но пока не нашли ни одного нейропротекторного препарата, способного с доказанной эффективностью защитить мозг человека от ишемического повреждения, не вызывая при этом вредных побочных эффектов.

Для более глубокого изучения механизмов инсульта ученые использовали его экспериментальную модель — фототромботический инсульт, при котором с помощью лазерного облучения в коре мозга крысы или мыши создается локальная закупорка сосудов.

Российские ученые стоят на пороге создания новых лекарств от инсульта
Так художник представляет себе работу ученых по искусственному развитию фототромботического инсульта, при котором с помощью лазерного облучения в коре мозга крысы или мыши создается локальная закупорка сосудов

С помощью методов оптической и электронной микроскопии были изучены изменения структуры нервных клеток и сосудов в коре мозга крыс. С помощью протеомных микрочипов авторы изучили изменения уровня более четырехсот наиболее важных нейрональных и сигнальных белков, регулирующих состояние клеток мозга, их функционирование, выживание и смерть.

«Нами выявлено около ста белков, уровень которых в «переходной зоне» повышался или снижался в разные сроки после инсульта. Это белки, регулирующие апоптоз (процесс запрограммированной гибели клеток), перестройки цитоскелета, везикулярный транспорт белков и липидов, синаптические процессы, метаболизм, протеолиз и тому подобное. Некоторые из этих белков, в принципе, могут стать новыми маркерами ишемических повреждений мозга и потенциальными мишенями для новых нейропротекторных лекарств», — рассказал один из авторов статьи, профессор Анатолий Узденский, руководитель проекта РНФ, заведующий лабораторией «Молекулярная нейробиология» Академии биологии и биотехнологии Южного федерального университета.

Авторы работы отмечают, что в дальнейшем необходимо изучить внутриклеточные сигнальные пути и факторы транскрипции, которые управляют синтезом белков, отвечающих за гибель клеток мозга при развитии инсульта. Вторая задача — найти активаторы или ингибиторы таких белков и белков-регуляторов, которые могли бы стать потенциальными нейропротекторами.

«Цена вопроса огромна, ведь речь идет о разработке новых подходов к стратегии лечения последствий инсульта, новых лекарственных препаратов, позволяющих в итоге снизить смертность и инвалидность людей», — заключил Анатолий Узденский.