Орешки, каша и свадебный сундук

IMG_1971.JPGВ многонациональном Альметьевском районе, где представлены практически все народы Поволжья, на долю мордвы приходится всего 1,3 процента населения. Но даже в условиях относительной малочисленности представители этой национальности сохранили свою самобытность, язык  и культуру.

IMG_1947.JPGIMG_1952.JPGIMG_1955.JPGIMG_1957.JPGIMG_1958.JPGIMG_1961.JPGIMG_1968.JPGIMG_1974.JPGIMG_1975.JPGimg54.jpgimg74.jpgРодственники финнов и венгров

Мордва относится к финно-угорской группе, куда вместе с ними входят финны, венгры, эстонцы, марийцы, удмурты и еще с десяток больших и малых народов.

Мордва неоднородна, делится на несколько этнических групп, самыми крупными из которых являются мокша и эрзя. У каждой есть свой письменный литературный язык, национальная одежда, обычаи, так что, по сути, говорить о единой национальности можно лишь условно.  Во всяком случае, специалисты-этнологи эти группы четко разделяют.

В Альметьевском муниципальном районе мордвины проживают в Тихоновке (небольшое количество), Васильевке и Верхнем Акташе. В последнем мордва составляет большую часть населения, недаром в народе его еще называют Мордовским Акташом. Туда-то я и отправилась в поисках мордовской самобытности и оригинальности.

В Верхнем Акташе  живут мордва-эрзя. Несмотря на соседство татарских и русских сел и деревень, неизбежное проникновение чужих национально-культурных традиций в жизнь и быт мордовского населения, верхнеакташцы бережно хранят свои старинные обычаи, стараются их соблюдать и передавать из поколения в поколение. Яркий пример тому – лауреат множества разных конкурсов народный ансамбль «Мастор ягида» («Земляника»), который существует уже 30 лет, исполняет народные мордовские песни, в том числе и обрядовые, и приобщает к своему творчеству молодые поколения мордвинов.

Поэтому вполне закономерно, что порасспросить о существующих в наши дни старинных обрядах и праздниках я решила основательницу ансамбля «Мастор ягида» Анну Васильевну Спиридонову (она более 20 лет руководила сельским клубом), участниц ансамбля Марию Алексеевну Русяеву (заведующую Верхнеакташским филиалом школы № 4), Марию Федоровну Якунину (учительницу начальных классов) и председателя совета ветеранов Верхнего Акташа Николая Петровича Пиянзина. А беседовали мы в Верхнеакташской начальной школе, где имеется небольшой краеведческий музей. Его экспонаты стали наглядными иллюстрациями к рассказу о народных обрядах.

Невесту выбирают родители

Как и у каждого народа, у мордвы самым ярким, масштабным и колоритным обрядом

является свадьба. Это даже не один, а целая серия обрядов, которые условно можно разделить на досвадебные, свадебные и послесвадебные. Конечно, современная свадьба сохранила лишь отдельные черты старинной, но эти черты как раз и составляют суть обряда.  

В прежние времена очень часто подходящую девушку в жены сыну присматривали родители. Невеста интересовала будущих родственников исключительно с практической точки зрения: работящая ли, рукодельная, расторопная (что, в общем-то, не потеряло актуальности и сейчас). Выбрав подходящую кандидатуру, родственники парня (крестные мать с отцом или тетка с дядей) шли к родителям девицы договариваться о будущем сватовстве. В назначенный день в дом потенциальной невесты отправлялась целая делегация во главе с родителями жениха. Сватовство (еще эту церемонию называли «сговор» или «запой») состояло в том, что стороны обсуждали, кто что даст за молодых на обзаведение хозяйством. Если запой прошел удачно, парень и девушка объявлялись официально женихом и невестой. В тот же день, когда родственники будущих молодых шли смотреть дом жениха, к невесте приходила молодежь. Девушка к этому дню заготавливала в большом количестве орехи и семечки. Друзья и подруги пели, беседовали, щелкали орешки и семечки, а скорлупу бросали на пол. В конце вечеринки невеста этот мусор убирала, а все смотрели и примечали – быстро ли, чисто ли. Такие посиделки и сейчас не редкость.

Между сватовством и свадьбой обычно проходило довольно много времени, потому как невеста на свадьбе должна была одарить всех родственников жениха. Поэтому несколько недель она с подружками вечерами шила и вышивала: рубахи, полотенца, платки, занавески, покрывала.

За день до свадьбы проводили обряд с кашей. К невесте в гости приходили все родственницы, и каждая должна была принести с собой чугунок с кашей. Невеста всех угощала своей кашей, а чугунки должны были стоять до следующего дня, чтобы жених увидел, сколько у нее родни.

Без сундука как без рук

Вот, наконец, и день свадьбы. В дом к невесте отправляется свадебный поезд. И лошади, и повозки красиво и богато украшены, по всей деревни разносится звон бубенцов из-под дуги, на повозках поют и приплясывают родственники и дружки жениха. С собой они везут пироги (чем больше, тем лучше) и, конечно, что-нибудь горячительное – с пустыми руками являться в дом к невесте нельзя. Веселье начинается прямо у ворот: дружек, «вооруженных» для устрашения кнутами, заставляют выкупать сначала ворота, потом крыльцо, потом дверь, потом стол (вот для чего пироги), а потом и кое-что из невестиного приданого. Последними выкупаются рушники, которые повязывают дружкам через плечо. При этом  для каждого молодого человека женщина (обычно это крестная невесты) поет что-то вроде величальной песни.

Первая часть свадебного обряда завершена. Приданое невесты укладывают в сундук (эрямо парь). Надо заметить, что сундук для невесты – дело престижа. Он может быть почти пустым, но он должен быть. Это не только емкость для приданого, но и мебель будущей молодой семьи – в старину ни шифоньеров, ни гардеробов в крестьянских избах не водилось, все добро хранили в сундуках. У кого-то они были большими, у кого-то поменьше, а в некоторых семьях вместо сундука стояла большая круглая кадушка.

– Я последний, четвертый сундук из дома увезла, – вспоминает Анна Васильевна Спиридонова. – Все сундуки отец сам делал.  

Свадебный поезд уезжает с сундуком, а возвращается с женихом, который терпеливо ждал у себя дома. Пришла пора выводить невесту. Тут тоже весело: до самого венчания невеста накрыта платком, лица ее не видно. Поэтому вместо невесты коварные подружки несколько раз выводят покрытых платком ряженых: то совсем старую бабушку, то молодую девчонку, то женщину постарше. И всякий раз жених кричит: «Не наша! Давайте нашу!» Наконец выводят «нашу», молодых благословляет мать невесты и дает им иконку. Уже вдвоем молодые едут к жениху, где их встречает хлебом-солью и так же благословляет отец жениха. После этого все направляются в церковь. Естественно, все части обряда сопровождаются соответствующими песнями: то протяжными, то веселыми, то шутливыми, то озорными.          

Всем праздник, невесте печаль             

После венчания все возвращаются в дом жениха, где и разворачивается основное гуляние. Почетное блюдо на столе – курник, который накануне печет мать невесты или крестная. Когда-то это был слоеный пирог из теста и творога, но сейчас курник – это что-то вроде татарского балиша, с той разницей, что в нем почти нет картошки, зато много разного мяса, в том числе и субпродуктов. Тут же во время застолья невеста одаривала родню со стороны жениха. Самые богатые подарки доставались, конечно, свекру и свекрови. Кстати, во время свадьбы невеста не должна была ни петь, ни плясать, ни даже улыбаться: для нее это был не праздник, а вступление в новую многотрудную жизнь жены и матери семейства.

Гуляли до позднего вечера, а на следующее утро опять собирались у жениха, слегка закусывали и проводили еще один обряд – показывали молодой жене воду. Нарядные, с украшенным коромыслом и ведрами, гости с гармошкой и песнями шли к ближайшему водоему: роднику, реке или хотя бы к колодцу. Таким образом, показывали, куда молодая теперь будет по воду ходить. Туда коромысло с ведрами несла крестная, а обратно слегка наполненные ведра уже сама молодая. Воду она выливала под столбы ворот, а потом должна была разбить горшок, крынку или тарелку (сейчас в этой роли успешно выступает стеклянная банка). Если разобьет с первого раза да на мелкие черепки, значит, проворная будет хозяйка, умелая. После этого всей гурьбой шли в дом к невесте, и праздник продолжался там.

Щи да каша – пища наша

Мои собеседники говорят, что гости на свадьбу старались одеться как можно наряднее, но все-таки ничего особенного в одежде не было. На мужчинах рубахи-косоворотки с национальной вышивкой по вороту и подолу, на женщинах  – традиционные сарафаны (москувкат), фартуки, под сарафан надевались «рукава» – просторная рубаха наподобие туники. Единственное условие, которое строго соблюдалось в мордовском костюме, –  наличие пояса. Появиться на людях без пояска считалось большим грехом.

На праздничном столе было множество пирогов (прякат), обязательно каша (самой распространенной была пшенная), блюда из мяса и птицы. Вообще, мордовская кухня сильно схожа с русской: практически те же щи и борщи, пироги с разными начинками, блины, овощи вареные и печеные. Популярны рыбные блюда: уха, пироги с рыбой (колонь пряка). Очень ценятся на мордовском столе грибы (пангт), особенно грузди. Есть такое поверье: прежде чем съесть гриб, надо 40 раз поклониться человеку, который его нашел, потому что собирать грибы, якобы, дело трудное. С удовольствием стряпают хозяйки пельмени (вареники) с рубленой начинкой: картошкой, мясом, салом. Из напитков употребляли травяные чаи, варили пиво и свекольный квас – позу. По сей день в мордовских семьях готовят кулагу – фруктовый суп. Сухофрукты кипятят до готовности, а потом добавляют в отвар ржаной муки, тщательно перемешивая до полного растворения комочков. Получается консистенция густого киселя. Обязательным ингредиентом кулаги является калина, которая придает ей характерную кислинку. Ну и, конечно, добавляют сахар. Это вкусное и здоровое блюдо особенно хорошо в пост.

Живы традиции – жив народ

Свадьба не единственный обряд, который пусть и в значительно измененном виде дожил до сегодняшнего дня. Определенная обрядовость существует и в ритуалах крестин, именин, похорон, праздниках, относящихся к земледелию. Прошлым летом в Верхнем Акташе возобновили старинный обряд «Бабань каша» («бабкина каша»), который в старину традиционно проводился по окончании весенних полевых работ. О нем рассказала заведующая Верхнеакташским детским садом Ольга Степановна Мальцева.

Праздник проводится у воды: на роднике, около реки (чистая вода, чистая душа, чистые помыслы). Сначала тут же отслужили молебен, а потом с чистой душой все пошли варить кашу. Каша опять-таки чаще всего пшенная, но можно и из других круп. В прежние времена из каждого дома приносили по горсточке, у кого что найдется. Первую ложку каши отдавали птицам, вторую клали на землю (задобрить матушку-землю, чтобы дала обильный урожай), а потом уже угощали всех, кто пришел на праздник. Тут же провели выставку народного творчества, концерт художественной самодеятельности, много играли, пели. Приехали гости из других деревень и даже из других районов. Получилось и весело, и красиво. Всем понравилось и решили, что этот праздник надо сделать ежегодным.

Уже в самом конце беседы мы заглянули в школьный краеведческий музей. Здесь заботливо собраны чудом сохранившиеся на подворьях селян чугунки и крынки, деревянные ендовы, древние маслобойки и «швейки», прялки, ухваты и лопатки для доставания хлеба из печи, прочая домашняя утварь, а также те самые свадебные сундуки, рушники и даже кушак, которым украшали дугу свадебной лошади. В числе экспонатов плетеный мордовский поясок, женский сарафан и «рукава», свадебный платок, чем-то напоминающий оренбургский, про который Мария Федоровна Якунина сказала, что в нем выходила замуж ее мама. А я подумала о том, что это не просто старые вещи, это душа народа, который жив до тех пор, пока помнит и бережно хранит свое прошлое.

ВСТАВКА. Ах, как  вкусно!

Цемант (пельмени)

Для теста: 2,5 стакана пшеничной муки, 2 яйца, 0,5 стакана холодной (ледяной) воды.
Замесить крутое тесто, дать ему расстояться 15-20 минут под влажным полотенцем, затем раска-тать в тонкий пласт толщиной до 1 мм (чем тоньше раскатано тесто, тем лучше). В пельменное тесто, раскатанное и нарезанное небольшими квадратиками 4×4 см или максимум 5×5 см, завернуть маленькие кубики жирной свинины, крепко посоленные и обильно сдобренные мелкосеченым или пассерованным луком и черным перцем. Свернуть квадратики треугольниками, края теста защипать. Отварить пельмени в течение 20-25 минут в мясном или костном говяжьем бульоне. Есть их вместе с бульоном, посыпав его свежим укропом и петрушкой.  

Поза (свекольный квас)
Свекла сахарная – 300 г, мука ржаная  — 40 г, солод – 20 г, дрожжи – 2 г, хмель – 1 г, сахар – 20 г, вода. 
Сахарную свеклу очищают, шинкуют, заливают водой и тушат в течение суток. Остудив до комнатной температуры, вводят ржаную муку, и смесь солодят в течение шести часов. Вливают кипяченую воду, доводят сусло до кипения, снимают с огня, охлаждают и процеживают. На этом же сусле разводят дрожжи с небольшим количеством ржаной муки и сахара. Затем сусло соединяют с отваром хмеля и дрожжевой закваской и оставляют для брожения на 2-3 часа. Готовый напиток процеживают и хранят в холодном месте.

Елена ФЕДОРОВА{jcomments on}

Поделитесь с друзьями

Другие новости

0 Комментариев

Оставить Комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет виден участникам.

Контакты

Филиал АО «Татмедиа»- редакция газеты «Знамя труда».

Адрес редакции: Татарстан, г. Альметьевск, ул. Марджани, 82.

Телефон редакции: 8 (8553) 32-59-76

Режим работы:

понедельник-пятница, с 8.00 до 17.00

Выходные: суббота, воскресенье

e-mail: zt200772@mail.ru

325981@mail.ru

Яндекс.Метрика

Региональная газета "Знамя Труда" © 2017.
При размещении материалов ссылка на сайт обязательна.